Летняя школа «Changing Europe»: преимущества междисциплинарности
В начале августа в Москве проходила 7-я международная летняя школа «Changing Europe», организованная Высшей школой экономики и Центром восточноевропейских исследований Университета Бремена. Как оценивают школу ее организаторы и участники?
Летнюю школу «Changing Europe», посвященную проблемам трансформации стран бывшего социалистического блока, Центр восточноевропейских исследований Университета Бремена проводит с 2006 года. За это время школа — а на нее, как правило, собираются молодые исследователи и преподаватели из стран Центральной и Восточной Европы — побывала в Берлине, Варшаве, Бремене, Киеве и Праге. В 2011 году площадкой для проведения школы впервые стала Высшая школа экономики. Этот опыт оказался настолько удачным, что и в 2012 году «Changing Europe» снова приехала в Москву.
В нынешней школе участвовали около двадцати исследователей из университетов и научных центров Германии, Чехии, Бельгии, Италии, Румынии и, конечно, России. «Кандидаты на участие в школе отбирались по конкурсу, — рассказал соруководитель школы, ординарный профессор ВШЭ Леонид Косалс. — Информация о нем была размещена на сайте немецкого центра и распространялась по социальным сетям. Была заранее объявлена общая тема школы («Central Eastern Europe and the CIS: between post-socialist path-dependence, Europeanization and globalization»), и кандидаты присылали заявки с коротким описанием своей исследовательской работы. Затем они предоставляли развернутый текст, причем некоторым кандидатам отборочная комиссия давала возможность довести его «до ума». В число экспертов, отбиравших работы, входили и представители Вышки — Александр Чепуренко и Андрей Яковлев. После этого была сформирована программа школы, и под нее подбирались дискуссанты и руководители сессий».
Всего было проведено семь сессий по различной тематике. Так, темами первого дня стали «Избавление от плановой экономики», «Городские пространства» и «Авторитарные тенденции в странах СНГ». В последующие дни участники школы обсуждали вопросы нравственной трансформации и новых систем ценностей в постсоциалистических обществах, европеизации СНГ, проблемы памяти и идентичности. Однако только научными сессиями программа школы не исчерпывалась.
«Это была комбинация традиционной академической конференции, на которой обсуждаются результаты работ, и обучения неким академическим навыкам, которые полезны для молодых исследователей, — пояснил Леонид Косалс. — Конечно, основной задачей для них было получить реакцию на свою работу как от молодых коллег по научному сообществу, так и от более зрелых исследователей. Но мы организовали также занятия и лекции, в ходе которых рассказывали о том, как нужно готовить статьи в академический журнал, как подавать заявку на грант, как работать с электронными ресурсами».
Несмотря на междисциплинарный характер школы, ее участникам быстро удалось найти общий язык. «В этом смысле подобралась очень удачная группа, — отметил Леонид Косалс. — Шел активный обмен вопросами, замечаниями, соображениями разного рода. Акцент был сделан на исследования, связанные с Восточной Европой. Этот региональный фокус и стал объединяющим фактором — хотя участники и представляли разные страны, можно было выделить общий для всех трансформирующихся обществ набор проблем. А подход к исследованиям у большинства участников был именно проблемно-ориентированным. Они изучали конкретные проблемы, а не занимались сугубо методологическими вещами».
В качестве одного из экспертов и ведущих панельной дискуссии на школе выступал директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. В первые годы проведения школы «Changing Europe» он был координатором этого проекта от России и занимался «продвижением» его в российском исследовательском сообществе.
«Для ВШЭ проведение этой школы чрезвычайно полезно, — уверен он. — Для нас это еще одна возможность установления неформальных контактов с молодым поколением европейских исследователей, которые занимаются проблематикой переходных обществ и экономик. Это может быть полезно и с точки зрения возможного привлечения кого-то из них на работу в Вышку, поскольку мы занимаемся рекрутингом исследователей со степенью PhD. Это также полезно и в плане формирования сети специалистов, которые работают над теми предметами и сюжетами, над которыми работаем мы сами. Еще один существенный «плюс» школы в том, что она междисциплинарная. Сейчас много конференций, направленных на одну конкретную дисциплину, и это хорошо, когда люди по своей специальности что-то обсуждают. Но мне представляется, что развитие науки и исследований в последнее время происходит на стыках между разными дисциплинами. И такого рода междисциплинарное обсуждение, при всех возможных проблемах, полезно для поиска новых идей и получения реакции от представителей других областей. Оно помогает найти новый взгляд на твой собственный предмет».
Своими мнениями о прошедшей школе поделились и некоторые из ее участников.
Вера Йотанович, Римский университет Ла Сапиенца (Италия):
— Когда я училась в Париже, мой лучший друг, который преподавал в Sciences Po, переслал мне письмо с приглашением на эту летнюю школу. Это было в прошлом году — я подала заявку, она была отобрана, и я поехала в Москву. Мне очень понравилось, как здесь все прошло, и вот я вернулась на школу уже во второй раз. В этом году я привезла на школу исследование, посвященное сравнению экономической ситуации в балканских странах и странах Евросоюза. Для сравнения я использовала 11 макропеременных, отслеживая их изменение на протяжении почти двадцати лет и сравнивая их с тем, как аналогичные показатели менялись в странах ЕС. Я очень довольна теми отзывами на свою работу, которые здесь получила. Собственно, ради этого я на школу и приезжала. Профессора, выступавшие в качестве экспертов на школе, говорили нам много хорошего, но в то же время много критиковали, и это особенно ценно. Мне важно было узнать, что я могу сделать, чтобы улучшить свое исследование.
Лейла Сафта-Зекерия, Университет Гумбольдта (Германия):
— О школе «Changing Europe» я тоже узнала в прошлом году — от своего научного руководителя, который рассказал мне о том, как подать заявку на участие. Но, к сожалению, в прошлом году я приехать сюда не смогла, поэтому попросила научного руководителя сообщить, когда такая возможность появится в следующий раз. Как видите, она появилась, я подала заявку и стала участником школы. Свое исследование я готовила специально для представления на этой школе, оно было связано с анализом path dependence в румынской психиатрической системе. Я исследую, как представления о правах человека перенимались в постсоциалистических странах и какое влияние этот процесс оказал, в частности, на состояние психиатрической системы в Румынии. Меня, например, интересует, почему законодательные изменения в этой сфере не нашли отражения на практике. Мне понравилось, как на школе проходило обсуждение наших докладов, это было с пользой проведенное время.
Василь Ротару, Национальная школа политических исследований и государственного управления (Румыния):
— В течение полугода я проводил исследование в Университете Левена, и именно там от своего коллеги узнал о том, что есть возможность принять участие в школе «Changing Europe». Я подумал, что это может быть полезно для моей работы, подал заявку на участие, был отобран и очень этому рад. В центре моего исследования — программа «Восточное партнерство» и ее влияние на взаимоотношения ЕС и России. Является ли эта инициатива Евросоюза некоторым вызовом для внешней политики России на постсоциалистическом пространстве? Как Россия на нее реагирует? Изменились ли отношения ЕС и России после запуска этой программы в 2009 году? Вот ряд вопросов, ответы на которые я пытаюсь найти. Интересно было услышать мнения о моей работе как от коллег-студентов, так и от уже состоявшихся исследователей, профессоров ВШЭ. Здесь собрались люди, специализирующиеся в самых разных областях экономики, социологи, политической науки, даже антропологии. Это, с одной стороны, неплохо, но, с другой стороны, возможно, имеет смысл организовать обсуждение по секциям. Не будучи специалистом в некоторых областях, я, например, не всегда мог задавать вопросы по существу представленных исследований и компетентно участвовать в дискуссии. Но в целом участие в школе было для меня очень интересным опытом.
Маргарита Зобнина, доцент кафедры стратегического маркетинга НИУ ВШЭ:
— Мне было интересно посмотреть, как зарубежные коллеги работают над своими PhD-проектами — дело в том, что я уже защитила кандидатскую диссертацию и сейчас думаю о получении PhD-степени. Но мое участие в школе не объясняется лишь этим интересом. Всегда полезно расширить свой кругозор, узнать, над какими темами трудятся коллеги, какие есть подходы к академической работе, как представители разных дисциплин решают схожие исследовательские задачи. В исследовании, которое я представила на школе, я анализировала разницу в потребительских ожиданиях в гостиничном секторе на основе модели Кано. Мне было интересно, насколько в этом смысле существенно различие между возрастными группами, а также между опытными путешественниками и теми, кто раньше не выезжал за рубеж. Оказалось, что разница между «старшими» путешественниками и условной «молодежью» более существенна, чем между опытными и начинающими путешественниками. Междисциплинарность школы мне кажется ее несомненным преимуществом. На эволюцию разных процессов можно было взглянуть с разных сторон, узнать, например, что из политологии может быть применимо в маркетинге, что из инструментов Total Quality Management может применяться в социологии и так далее. Это намного интереснее, чем замыкаться в своей узкой специальности.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Косалс Леонид Янович
Яковлев Андрей Александрович
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.