• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Иногда мне даже снятся сны про олимпиады»

В конце прошлого года в ГУ-ВШЭ открылось новое подразделение — дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися. О планах по поиску талантов для университета, помощи школьникам в выборе профессии и преподавании экономики в школе рассказывает руководитель дирекции Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, зачем понадобилось создавать дирекцию с таким необычным названием? Ведь со школьниками в ВШЭ уже работает и факультет довузовской подготовки, и приемная комиссия.

— Вы правы, Вышка давно и активно работает со школьниками, преподавателями общеобразовательных учреждений, у нас разветвленная сеть базовых школ и региональных центров. Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися должна систематизировать всю деятельность университета по поиску и поддержке одаренных школьников и студентов и придать этой работе новый импульс. У дирекции несколько направлений работы.

Во-первых, это проведение интеллектуальных соревнований школьников и студентов, таких как Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников, студенческая олимпиада, Конкурсы юных, Интернет-олимпиада. Самое массовое мероприятие — Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников, которая проводится Вышкой с 1998 года. Мы ставим задачу не просто увеличить число ее участников и расширить географию, но и придать олимпиаде принципиально новый смысл, новое содержание. Она должна стать способом поиска и поддержки школьников, умеющих мыслить нестандартно, не по шаблону, и для таких школьников открывать дорогу в вуз.

Во-вторых, это работа по профориентации школьников, поиск новых форм такой работы (например, организация летних школ школьников, профориентационных лагерей и прочее), сотрудничество со средними общеобразовательными учреждениями. Например, сейчас у нас установились контакты с Министерством образования Республики Башкортостан, которое поставило перед собой амбициозную задачу обучения и воспитания будущей национальной элиты. В республике создано одиннадцать лицеев инновационного типа, государство готово поддерживать формирование в них новых стандартов образования, и свои надежды они связывают с нашим университетом.

В-третьих, это переподготовка учителей. Спросите у школьников, студентов, кому они обязаны своими успехами. Конечно, своим наставникам, школьным учителям. И важно искать и поддерживать школьных учителей, умеющих работать с одаренными детьми, а уж они научат детей, помогут раскрыться их творческим способностям. У Высшей школы экономики есть опыт реализации программ для преподавателей общеобразовательных школ, и он должен получить развитие. В планах Дирекции организация семинаров для школьных преподавателей, летних школ. Став национальным исследовательским университетом, Вышка должна активнее включиться в процесс повышения квалификации и подготовки учителей к аттестации.

— Раскройте секрет: есть ли особая функция для вычисления талантов на олимпиаде? Вы же экономист по образованию…

— Одаренность вряд ли калькулируется. Человек получает талант в дар от рождения. Школьные предметы даются одаренному ребенку легче, чем остальным, при этом занятия не требуют от него значительных усилий. Олимпиадное движение нацелено, в первую очередь, на поиск такой категории школьников — наделенных талантом, одаренных. При этом вопрос о том, кто занимает первые места на олимпиадах — одаренные дети или просто способные, но приложившие для победы больше усилий, — остается открытым. На мой взгляд, положительных результатов можно добиться и усердием, и те, дети, которые усердие проявляют, нам также очень важны.

— Как получилось, что вы стали заниматься организацией олимпиад? С чего все началось?

— Я входила в оргкомитет первых Всероссийских олимпиад школьников по экономике — в 1995 и 1996 годах они проводились на базе Международного центра экономического и бизнес-образования, где я тогда работала. Помню, как звонила на Кольский полуостров, на Камчатку, в другие регионы, уговаривала, убеждала… Дело в том, что идея проведения Всероссийской олимпиады школьников по экономике родилась лишь в декабре 1994 года, когда перечень и сроки проведения олимпиад всероссийского уровня уже были утверждены, финансы поделены. Несмотря на неизбежные в такой ситуации трудности уже через три месяца мы смогли провести олимпиаду и провести на хорошем уровне. Высшая школа экономики поначалу была одним из организаторов олимпиады, а вскоре стала единственным организатором. Обеспечение участия Вышки в организации и проведении Всероссийской олимпиады школьников по экономике также входит в круг забот дирекции. Я как бы вернулась к тому, с чего начинала…

Впрочем,  началось, пожалуй, все раньше, в школе, когда я сама была активной «олимпиадницей» и принимала участие в олимпиадах по химии, литературе, математике… Пожалуй, только в олимпиаде по физике и географии не участвовала. По результатам областной олимпиады по математике была принята в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете, потом поступила в этот вуз и на Дальний Восток, где жила вместе с родителями в небольшом городке, больше не вернулась. Думаю, что уважительное отношение к олимпиадному движению, понимание, что олимпиада может стать трамплином для образовательного роста и профессиональной карьеры, изменить судьбу ребят из далекой провинции, у меня оттуда.

— Наряду со Всероссийской олимпиадой школьников, сегодня большое внимание уделяется вузовским олимпиадам: создан Российский совет олимпиад школьников во главе с ректором МГУ Виктором Садовничим, перечень олимпиад ежегодно утверждается Минобрнауки России, проводятся семинары для организаторов олимпиад из разных вузов.

— Один из таких семинаров состоялся в январе 2010 года. В его работе участвовали представители вузов со всей страны, включая Высшую школу экономики. Среди участников семинара я почувствовала причастность к огромному и важному делу. Они занимаются тем, чему посвящено сейчас все мое время. Мне даже иногда снятся сны про олимпиады…

Семинар дал информацию к размышлению о том, как нам проводить Межрегиональную многопрофильную олимпиаду в Вышке. Например, сейчас у нас оба этапа очные, и расширение географии сопряжено с большими затратами — в прошлом году регионов было около 25, а в этом — вдвое больше. Одной из причин такого существенного расширения географии олимпиады стало появление у нас вузов–партнеров в разных регионах страны. Кроме того, снятие ограничений на участие в вузовских олимпиадах ребят не из российских школ, позволило «выйти» в страны СНГ и организовать очный первый этап на базе вузов в Молдавии, Казахстане, Белоруссии, Украине, Армении.

Сделать олимпиады более доступными для школьников как из стран СНГ, так и российской глубинки позволит развитие системы дистанционных интернет-этапов. К этому призывает и Российский совет олимпиад школьников, предлагая в качестве базы апробированную технологическую платформу РСОШ e-olymp.

Подобный опыт у Высшей школы экономики уже есть — несколько лет проводится интернет-олимпиада, победители которой приглашаются на второй этап Межрегиональной многопрофильной. В этом году в интернет-олимпиаде участвовали более 1400 школьников, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем. Приглашение на второй этап получили около 25% от общего числа участников интернет-олимпиады. Нужно делать следующий шаг. На мой взгляд, в регламент проведения интернет-олимпиады должны быть внесены значительные изменения, чтобы повысить объективность результатов, степень нашего доверия к ним.

— С какого класса вуз должен начинать профориентационную работу со школьниками и проводить для них олимпиады?

— В этом году мы начали проводить олимпиаду для школьников 9-х и 10-х классов. Олимпиада Вышки становится соревнованием, в котором школьники принимают участие ради самой радости интеллектуального состязания, а не только из-за возможности получить льготы при поступлении в вуз — то, что волнует прежде всего многих одиннадцатиклассников. Победители из 9-х классов получат приглашение поехать в летний профориентационный лагерь, который по традиции организуют студенты Вышки. Школьники из первых рук узнают об образовательных программах и факультетах нашего университета, что поможет им в дальнейшем выбрать тот факультет, на котором они лучше смогут реализовать свои способности и интересы. А 10-классники, победившие в этом году, в следующем смогут принять участие сразу во втором этапе олимпиады.

Помимо олимпиад существуют разные формы работы со школьниками: Конкурсы юных в Высшей школе экономики, математические бои школьников средних классов в МГУ, разнообразные кружки школьников, научно-исследовательские конференции школьников и многое другое. В некоторых вузах — например, в МГУ — олимпиады проводятся уже в 6–7-х классах. Мы такие олимпиады не проводим, но вышкинский клуб «Эрудит» успешно работает с этой возрастной категорией учащихся, поэтому, может быть, уместно сказать «пока не проводим».

— Ключевой предмет, по которому проводится Межрегиональная многопрофильная олимпиада, — экономика. ЕГЭ по экономике не предусмотрен, поэтому экономика в последние годы «вымывается» из школы. Может быть, экономику рано преподавать в школе?

— Экономику, на мой взгляд, нужно и можно интересно преподавать даже младшим школьникам. В середине 1990-х вместе Ириной Ермаковой мы разработали учебно-методический комплект «Начала экономики» для младших школьников, который до сих пор помогает детям найти ответ на этот и другие вопросы, с которыми они сталкиваются в своем непосредственном окружении, в семье. Помогают им в этом сказочные персонажи — добрый, но немного глуповатый король, его жена-королева и их дети — принц с принцессой.

— Для каждого уровня образования, для каждой группы школьников и даже, наверное, студентов разных факультетов должна преподаваться своя экономика в зависимости от их интересов?

— Да, конечно. Думаю, что старшеклассники, изучающие экономику на профильном уровне, должны знакомиться с теми же экономическими понятиями и концепциями, что и студенты-первокурсники, по крайней мере неэкономических факультетов — не меньше. Естественно, материал должен даваться на ином уровне изложения, по иной методике, с меньшей степенью использования математического инструментария. На кафедре экономической теории факультета экономики ГУ-ВШЭ разработана концепция преподавания экономической теории на разных факультетах — я и мои коллеги стараемся читать экономическую теорию студентам с учетом их профессиональных интересов. Будущим юристам полезно, например, показать влияние правовых норм на экономические процессы, продемонстрировать модель взаимодействия спроса и предложения на таком специфическом рынке как рынок преступной деятельности и тому подобное. С будущими журналистами оказалось уместным искать ошибки в материалах СМИ, которые были допущены из-за незнания экономической теории.

И, естественно, совершенно на ином уровне абстракции экономическая теория изучается будущими экономистами — там более высокий уровень использования математических моделей и математического аппарата. На факультете права, где математику не изучают, я даже слово «производная» не произносила.

— В начале 1990-х вы занимались также разработкой школьной программы по экономике, написали учебник для младших классов, участвовали в международных конференциях по экономическому образованию. Возможно ли использовать что-то из зарубежного опыта в России?

— Мне больше знаком опыт преподавания экономики школьникам в США. В Штатах нет единого национального стандарта преподавания экономики в школах, но многими штатами разработаны собственные стандарты. Зачастую экономические знания даются школьникам не на специальных уроках по экономике, а в виде модуля в интегрированном курсе или через систему тщательно продуманных межпредметных связей. То есть разговор, скажем, о сложных процентах по банковскому депозиту состоится на уроках математики, о семейном бюджете — на уроках ведения домашнего хозяйства… Но нередко программы обучения американских школьников включают преподавание экономики и как отдельного предмета.

Качеству школьных учебников по экономике можно только позавидовать! Обычно это комплект — учебник и рабочая тетрадь для школьника, отдельная книга с методическими рекомендациями — для учителя. Мы позаимствовали эту идею, разрабатывая комплект «Начала экономики» для российских школ.

В США существует развитая система семинаров для школьных учителей, на которых они знакомятся с новыми методиками преподавания, обмениваются опытом. В начале 1990-х годов, когда в стране «с нуля» создавалась система школьного экономического образования, мы использовали этот опыт для подготовки учителей экономики, «переделывая» в них математиков, географов, историков… По моему опыту, лучшие учителя экономики получаются из преподавателей математики — ведь на занятиях часто используются графические модели и математические категории. С учителями, имеющими другое базовое образование, бывали забавные случаи. К примеру, географ, объясняя, что такое спрос, сказала, что функция спроса направлена с северо-запада на юго-восток. Математик сказал бы, что функция спроса — это ниспадающая кривая или кривая, имеющая отрицательный наклон, но она использовала более привычные термины.

— Будут ли студенты Вышки участвовать в мероприятиях дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися — помогать младшему поколению сделать трудный выбор?

— Да, конечно. Без участия студентов не проводится ни одно интеллектуальное соревнование Вышки, тем более такое масштабное, как Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников — студенты помогают участникам найти нужную аудиторию, дежурят во время выполнения олимпиадных заданий, помогают в проверке работ. Летнюю школу, на которую приглашаются победители олимпиады для 9-х классов, также будут проводить студенты ГУ-ВШЭ под руководством Управления по работе со студентами. Есть еще один вариант: региональный центр Вышки в Челябинске проводит летнюю школу по экономике на знаменитых уральских озерах, и туда мы тоже сможет пригласить наших будущих абитуриентов. Проведение таких летних школ или профориентационных лагерей интересно и для самих студентов — они приобретают организационные навыки, которые обязательно пригодятся в будущей работе. Мечтаю, чтобы вокруг проведения интеллектуальных соревнований школьников сформировался студенческий актив, своеобразное сообщество «олимпиадников»… Живое дело требует энергии молодых, да и просто люблю работать с молодыми.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»

Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.

63445

человек зарегистрировались на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Это на 5,6% больше, чем в прошлом учебном году. Регистрация завершилась 28 октября, первый (отборочный) этап олимпиады пройдет с 3 по 18 ноября по расписанию.

Участники Международной олимпиады по экономике провели состязание для всех желающих

Завершилось двухнедельное международное онлайн-состязание для старшеклассников IEOx Winter Challenge, организованное по инициативе Международной олимпиады по экономике. Школьники решали бизнес-кейс и задачи, а также на специальном онлайн-симуляторе участвовали в игре по финансовой грамотности.

Началась регистрация на командную олимпиаду школьников по программированию

Регистрация, совмещенная с квалификационным этапом, продлится в течение месяца – до 10 марта. Олимпиада рассчитана на команды, состоящие из трех учеников 7-10 классов, причем члены команды могут учиться в разных школах.

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.