Навыки «на кончиках пальцев»
В 2010 году в Высшей школе экономики была открыта магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О том, чему и как учат на программе, рассказывают научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова и студентка первого курса магистратуры факультета психологии Анна Горбунова.
— Какие возможности для профессиональной самореализации предоставляет слушателям магистерская программа «Измерения в психологии и образовании»?
Е. Карданова:
— Запросы рынка образовательных и интеллектуальных услуг в области измерений в нашей стране велики. Это связано с тем, что в России психометрика практически не развивалась, и пока очень мало специалистов, которые могут профессионально на высоком, сопоставимом с зарубежным, уровне работать в данной сфере. Если говорить о научном сообществе, то фактически в России не сформирована культура создания и использования измерительных процедур применительно к социальным и психологическим процессам. Наши же студенты активно задействованы в научных проектах, и не только в вышкинских, но и в международных, они самостоятельно проводят исследования, разрабатывают собственные инструменты психологического тестирования, адаптируют тесты при переводе на русский язык. Поэтому я смело говорю об уникальности программы, так как она готовит специалистов международного уровня, владеющих необходимой теорией и инструментарием для разработки, апробации, проведения и обработки результатов различных измерений.
Если говорить о конкретных сферах, где могут применить свои знания наши слушатели, то, во-первых, это образовательные исследования, связанные с разработкой инструментов измерения, с проверкой качества используемых тестов и существующих сегодня в России экзаменационных систем. Еще одна сфера – государственные и частные HR-структуры, где занимаются разработкой стандартов профессиональных квалификаций, измерением профессиональных компетенций и оценкой персонала.
— Анна, в каких проектах вы участвуете?
— Мне интересна работа, связанная с анализом и оценкой компетенций. Один из проектов, который реализует сейчас Высшая школа экономики в области образования, посвящен оценке компетенций взрослых, это первое подобное исследование в нашей стране (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies, PIAAC). Я участвую в данном проекте на этапе подготовки и адаптации инструментария. Такая во многом техническая работа позволяет лучше понять логику исследования, увидеть его в целом. Как и многие студенты, участвую в проектах Центра оценки качества образования Российской академии образования. Академия, кстати, является нашим партнером по многим проектам и площадкой для практики. И еще одно направление работы, в которое вовлечена часть моих одногруппников, – это совместная с методическим управлением Вышки разработка и проведение тестирования студентов ВШЭ.
— В чем заключается сотрудничество студентов программы «Измерения в психологии и образовании» и методического управления ВШЭ?
Е. Карданова:
— Методическое управление Высшей школы экономики обратилось с просьбой о сотрудничестве в организации тестирования студентов бакалавриата. Студенты этой магистерской программы как будущие специалисты в области измерений в психологии и образовании могут помочь методическому управлению и одновременно получить практический опыт. На данный момент наши студенты помогают преподавателям университета разрабатывать тесты и тестировать тестами ФЭПО и АСТ. Также они помогают обрабатывать полученные в результате тестирования данные, интерпретировать их, оценивать как сами задания, так и успешность освоения студентами того или иного курса.
Решаемые нашими студентами задачи разнообразны, это и статистический анализ результатов, анализ психометрических свойств заданий и всего теста в целом, выработка рекомендаций по улучшению качества заданий, по системе оценивания тестируемых и прочее.
— Какие проблемы наиболее актуальны для специалиста в области измерений?
Е. Карданова:
— Перед исследователем в области измерений неизбежно встают вопросы, связанные с выбором адекватной модели тестирования, с установлением проходных баллов (пороговых оценок) при проведении тестирования, с делением участников на группы, существенно отличающиеся по уровню подготовки или развития, и многие другие. Я давно уже работаю в этой области и знаю, какова ситуация в сфере педагогического, психологического, а также профориентационного тестирования и тестирования персонала. Например, часто используются зарубежные тесты без их адаптации. Профессионал в области измерений должен понимать, какие исследования надо провести, чтобы результаты были валидными и чтобы инструмент можно было использовать для тех целей, для которых он был предназначен изначально.
— Что, на ваш взгляд, привлекает выпускников разных специальностей на программу?
Е. Карданова:
— Программа не простая, на ней сложно, но интересно учиться. Она перспективна, это единственная программа в России, ориентированная на подготовку специалистов в области педагогических и психологических измерений. Востребованность таких специалистов очень большая, и она будет только расти. Любая деятельность может быть приведена к показателям, которые можно надежно, достоверно измерить. Мы вкладываем в руки наших студентов инструменты измерений. Для обработки данных тестирования закуплено несколько компьютерных программ – Winsteps, Parscale, ConQuest. Программа для анализа данных тестирования в рамках классической теории нам была предоставлена нашим партнером – Массачусетским университетом.
— Выпускники каких факультетов идут на программу «Измерения в психологии и образовании»? Какие требования предъявляются к слушателям?
Е. Карданова:
— Одно из важнейших требований к студентам – знание английского языка, потому что, к сожалению, почти вся литература на английском, все крупнейшие мировые школы в области измерений находятся за рубежом. Осенью к нам приезжал профессор Рон Хамблтон из Массачусетского университета с курсом лекций по основам классической теории тестирования и современной теории тестирования IRT (Item Response Theory). Студенты слушали лекции без перевода.
В названии программы присутствует слово измерения, поэтому не сложно догадаться, что учебный план включает дисциплины, связанные с математикой и статистикой, но это не значит, что программа рассчитана на математиков. Большую часть набора прошлого года составили выпускники психологических факультетов. Я читаю курс «Психометрические теории и анализ тестовых заданий», и он, возможно, должен вызвать страх у гуманитариев. Но практика показывает, что эти страхи безосновательны, курс успешно осваивается студентами, мы используем профессиональные компьютерные программы, готовые провести все необходимые вычисления, требуется лишь понимать формулы, знать, когда и какую использовать, уметь интерпретировать результаты.
А. Горбунова:
— По первому образованию я социальный психолог, окончила Омский государственный университет имени Достоевского. Мне нравится моя специальность, но когда я оканчивала вуз, у меня было ощущение, что знания есть, а навыков нет. Магистратура – это возможность получить навыки «на кончиках пальцев», и на данную программу я пришла именно за этим. Сейчас я осознаю, для чего нужна математика, и какие технологические проблемы существуют в психологических измерениях. Да, это трудно, намного приятнее читать и рассуждать, но зато я вижу реальный продукт своей работы и знаю, что полученные навыки смогу применить к задачам любого характера. Насколько мне известно, все наши ребята работают – участвуют в тех или иных проектах. А когда ты включен в проект, то видишь, как на практике «работает» теория. И это помогает и теорию осваивать, и овладевать инструментарием.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».