В Аспирантской школе по образованию ВШЭ объявлен набор на 12 бюджетных мест
До 15 сентября продолжается прием документов от поступающих в Аспирантскую школу по образованию ВШЭ. Приглашаются выпускники любых вузов и направлений подготовки. О возможностях, которые открываются перед аспирантами, о тематике исследований, о совместных проектах с бизнесом и зарубежными университетами рассказывает академический директор аспирантской школы Евгений Терентьев.
Аспирантура в Институте образования ВШЭ существует с 2013 года, и поначалу мы испытывали трудности из-за того, что традиционно исследования образования в России ассоциируются исключительно с педагогикой, а спектр интересов наших аспирантов был существенно шире. Мощный толчок к развитию наша аспирантура получила в 2018 году, когда ВШЭ начала присуждать свои ученые степени. Именно тогда в Институте образования был разработан паспорт уникальной для России научной специальности – «Образование», давно ставшей привычной для университетов во всем мире и подразумевающей полидисциплинарные исследования на стыке наук. Уже в 2018 году состоялись первые защиты по новой специальности, причем наши выпускники имеют возможность представлять диссертации как в традиционной форме, так и в виде нескольких статей по теме исследования.
Одна из сильных сторон Аспирантской школы по образованию – вовлечение аспирантов в исследовательские проекты в центрах и лабораториях Института образования с оплатой труда. В институте, где работают более 200 научных сотрудников и одновременно преподавателей, каждый аспирант становится драйвером исследовательской повестки, полноправным членом исследовательских команд. Кроме того, Институт образования известен как сильный экспертный центр, участвующий в разработке и реализации российской образовательной политики. Таким образом, работы аспирантов развивают не только академическую повестку, но и способствуют совершенствованию системы образования в нашей стране.
Всестороннее погружение в работу конкретных центров или лабораторий имеет и другие преимущества. Во-первых, аспирант не остается один на один с научным руководителем – в Институте образования практикуется распределенная система научного руководства, дважды в год происходит коллективное обсуждение проектов диссертаций. Во-вторых, аспирант получает доступ к уникальным данным, которые могут послужить основой для подготовки публикаций в ведущих мировых журналах. Речь идет о ресурсах, которыми располагают как сам Институт образования, так и его зарубежные партнеры, в числе которых Стэнфорд, Калифорнийский университет в Беркли, Миланский политехнический университет.
Впервые в этом году базовая программа обучения в Аспирантской школе по образованию реализуется на английском языке. Среда обучения – интернациональная, и среди зачисленных в первой волне есть иностранные студенты, в том числе трое – из дальнего зарубежья (Японии, Китая, Ганы). Интернационализация - важный ресурс для развития аспирантов и обеспечения глобального характера многих исследований. Участники программы академической аспирантуры получают гарантированное право на длительную зарубежную стажировку за счет ВШЭ (уже есть примеры стажировок в Великобритании, Ирландии, США, Австралии, Гонконге и других странах), на академическую мобильность можно получить и гранты Института образования.
Еще одно новшество этого года – совместный проект Аспирантской школы по образованию с компанией Skyeng, крупнейшей платформы онлайн-обучения не только в России, но и в Европе. Компания откроет свои данные для аспирантов, создаст возможности для проведения экспериментов по цифровой дидактике. В свою очередь, аспирант сможет не только предложить компании инновационные решения, но и апробировать их в экспериментальном режиме, провести необходимые измерения. На этапе поступления в аспирантуру можно подать заявку на участие в отдельном конкурсе на стипендию Skyeng, указав это в мотивационном письме. Стипендия составит 20 тыс. рублей ежемесячно, ее смогут получить два человека по результатам устного собеседования с представителями аспирантуры и компании.
Отдельный трек в аспирантской школе предназначен для тех, кто интересуется измерениями в психологии и образовании. Он разработан совместно с Бостон-колледжем и прошел международную аккредитацию. Этой тематикой в институте занимается Центр психометрики и измерений в образовании, где сформирована академическая среда для подготовки соответствующих работ. Аспиранты, выбравшие этот трек, получают дополнительные возможности академической мобильности – как правило, все они участвуют в ежегодных конференциях за рубежом (в прошлом году – в Стокгольме), где общаются с коллегами, представляющих сеть аспирантских школ по измерениям в образовании, и рассказывают о результатах своих исследований.
Важная особенность Аспирантской школы по образованию – наличие приоритетного перечня направлений исследований. Перед подачей заявления абитуриенту рекомендуется проанализировать этот перечень и определить, какому из направлений соответствуют его научные интересы и его будущая тема диссертации (тему он, разумеется, формулирует сам). Если соответствия нет, шансы на поступление сильно снижаются – ведь в этом случае аспирант не сможет включиться в деятельность международных исследовательских коллективов по существующей тематике и вряд ли найдет себе научного руководителя. При этом спектр приоритетных направлений очень широк, охватывает все уровни образования от дошкольного до непрерывного и наиболее актуальные темы современной повестки – цифровая трансформация, оценивание, проектирование содержания образования, распространение инноваций и многое другое.
В Аспирантской школе по образованию ждут коллег с разным бекграундом. Здесь учатся выпускники самых разных направлений подготовки – педагоги, экономисты, социологи, программисты и даже химики, выпускники не только ВШЭ, но и многих других московских, региональных и зарубежных вузов. В этом залог успеха образовательных исследований, которые осуществляются на стыке разных дисциплин, их синергетического эффекта. Сейчас в связи с всеобщей цифровизацией исследования в образовании становятся особенно перспективными для технарей, программистов, имеющих опыт анализа больших данных.
Во вторую волну в Аспирантскую школу по образованию планируется набрать на бюджетные места 12 человек (13 человек, а также три иностранца по правительственной квоте набраны в первую волну). Обычно во вторую волну выпускники магистерских программ Института образования и других программ ВШЭ составляют около половины набора, а вторую половину занимают выпускники других вузов. Нередко именно те, чей образовательный опыт не связан с Высшей школой экономики, привносят в работу Института образования новый опыт и новые идеи.
Алгоритм подготовки и подачи документов в Аспирантскую школу по образованию можно найти здесь.