Пересказать музыку невозможно, но философов это не останавливает
27 февраля цикл публичных лекций ВШЭ в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжила доцент кафедры наук о культуре ВШЭ Анна Ганжа, выступившая в Мемориальном музее А.Н. Скрябина с лекцией «Музыка в кругу наук о культуре».
Лев Николаевич Толстой называл музыку «странной вещью». Классик писал о том, что музыка непонятным образом погружает нас в чужой внутренний мир. Она ведет нас за собой в это странное путешествие, говорит на языке универсальном, но иногда не каждому понятном, она стара и молода одновременно. Она чисто человеческое, гуманитарное явление культуры, но почему-то нравится и растениям, и животным: например, цветы под музыку лучше растут, а коровы дают больше молока. Да, странная вещь музыка.
Эту странную вещь музыку философы пытаются интерпретировать столько, сколько она существует. А сколько она существует? Неужели действительно только с эпохи Возрождения? Не верится, ведь человек еще в начале времен начал отстукивать ритмы и петь, это у нас в крови. Вот только музыки той мы не сохранили: не умели еще люди ее записывать. Да и от музыкального творчества древних греков и римлян сохранилось немногое. Зато в более поздние времена, когда появилось гомофонное письмо, сформировались общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, четкого разграничения жанров. И все они нашли вполне обоснованное и широкое применение. Немецкий романтизм считал музыку главным из искусств, одним из инструментов для производства смыслов. И как только стало понятно, что смыслы существуют, появился соблазн эти смыслы истолковать, и ученые стали их интерпретировать при помощи философских теорий.
Лекция Анны Ганжа как раз и помогает понять, насколько достоверны толкования музыкального содержания средствами наук о культуре. Она о циркуляции социальных кодов, музыкальной семантике и биогенном характере музыки. Ведь никто не станет спорить, что у музыки, как и у ее автора, свой характер: она может быть трагической, лирической, патриотической, радостной, созерцательной… Или тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой… И мы ее слушаем и любим — разную по-разному.
Кстати, что общего у музыки и моды? Та самая циркуляция социальных кодов. Разумеется, помимо того, что музыка подвержена моде, как и все человеческие творения, она так же изменчива и непостоянна, так же может быть разной для разных социальных страт, так же имеет свою классическую основу.
Слушайте лекцию в видеозаписи. И конечно, слушайте музыку, эту очень странную вещь!
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Звуковой ландшафт
Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни.
Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов
В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.
Современная британская музыка играет с прошлым
С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.
«Вышка хороша тем, что ты заранее знаешь все правила игры»
В среду 17 июня в Профессорском зале Вышки с сольным концертом выступит студент 2 курса образовательной программы «Политология» и 4 курса Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского Илья Мочалов. В интервью новостной службе ВШЭ Илья рассказал, как ему удается совмещать серьезные занятия музыкой с учебой в Вышке, чем ему нравится «Muse» и с чего начать слушать классическую музыку.
«Управлять государством должны философы. Я управляю государством в пределах своего бизнеса»
Имея диплом по философии, не обязательно оставаться теоретиком — есть способ перевести фундаментальные знания не только в дело, но и в деньги. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник ВШЭ Илья Мензелеев, сооснователь хип-хоп, соул-лейбла Hustle Flower, рассказал о том, как поэзия Серебряного века ложится на ритм-н-блюз, почему русские должны любить «черную» музыку и как Аристотель помогает в музыкальном бизнесе.
Участники хора Force МАЖОР получили премию «Чартова дюжина»
Участники хора Высшей школы экономики Force МАЖОР вместе с руководителем Светланой Сандраковой стали обладателями Национальной музыкальной премии «Чартова дюжина» в номинации «Концерт года» за участие в Снайперском хоре. Этот хор сопровождал выступление группы «Ночные снайперы» и ее солистки Дианы Арбениной на рок-фестивале «Нашествие-2014». Церемония вручения премии состоялась 13 февраля в концертном зале Crocus City Hall.
«Профессорская» музыка, или Клавирабенд на двоих
5 декабря в Высшей школе экономики прошел «Вечер фортепианной музыки на двоих» — в течение двух часов профессор компьютерных наук Университета Париж-I Пантеон Сорбонна Мишель Грабиш и проректор ВШЭ Сергей Ерофеев исполняли музыку Шопена, Рахманинова, Брамса, Чайковского, Дебюсси, Равеля и Баха.
«С каждым альбомом наша аудитория молодеет»
Накануне выступления на Дне Вышки Шура Би-2 рассказал о новом альбоме, любви к винилу и певице Jekka.
Популярная музыка как сложный социальный феномен
Александра Колесник, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ, рассказывает о сборнике статей под редакцией социолога, профессора Эдинбургского университета Саймона Фриса «On Record: Rock, Pop, and the Written Word».
В ЦДХ прозвучали романтические октеты в лофт-формате
В Центральном доме художника прошел второй концерт в рамках проекта «Loft Music», организуемого ВШЭ и выпускниками Высшей школы менеджмента ВШЭ.