Возврат к архаике не решит проблем современного общества
В новой рубрике «Экспертное мнение» ведущие профессора и исследователи ВШЭ комментируют актуальные события общественной, экономической, культурной жизни в России и за ее пределами. Одной из самых заметных новостей последних дней стало массовое паломничество к «дарам волхвов», выставленным в Храме Христа Спасителя. О причинах этого культурного и социального феномена размышляют ординарный профессор ВШЭ Никита Покровский и доктор экономических наук Ульяна Николаева.
Никита Покровский |
— Вообще говоря, с этнологической точки зрения поклонение материальным объектам и наделение их сверхъестественными свойствами — это фетишизм, один из отличительных признаков Архаики с большой буквы. К этим признакам относятся также анимизм (одушевление природы), тотемизм (мистическая связь между людьми и природными объектами) и магия (прямое обращение к внеприродным силам с помощью символических действий). Этот замечательный квартет, возникший еще в доисторическом и раннем историческом обществе, так или иначе сохранился и вошел во все современные религии. Таким образом поклоняющиеся сегодня сакральным предметам силой самовнушения реанимируют прошлое человечества в чистом виде, устанавливают в своем сознании, даже не имея этого в виду, связь эпох и тысячелетий, прикасаются наяву к живой плоти далекого прошлого и, в итоге, здесь и теперь осуществляют акт глубинной археологии исторических пластов. Можно искренне позавидовать тем, у кого обнаруживаются личные способности к этому.
Что касается научного социологического взгляда на этот феномен, то, скорее всего, мы имеем дело с расширяющимся в российском обществе полем аномии, то есть вакуума ценностей, норм и идеалов, которые служат широким основанием культуры. Контрастирующие и прямо противоположные жизненные цели или их отсутствие вообще, сочетание несочетаемых моральных норм (или их отсутствие), состояние неопределенности в отношении будущего и явное ослабление социальных гарантий любого вида — все это вокруг нас, и в этом мы живем. Не будем скрывать от себя реальное положение дел. Об этом говорят и самые различные социологические исследования. Разумеется, аномия отнюдь не внутренне комфортное и продуктивное состояние общества. И общество реагирует на состояние аномии, пытаясь заполнить ценностный вакуум и восстановить равновесие разбалансированной культуры. Для решения данной задачи существуют различные пути.
Скажем, есть небыстрый и непростой, но устойчивый путь трансформации институтов общества, выработки новых, адекватных ценностных систем. Наконец, есть путь научного познания социума и расширения научной управляемости социальными процессами. Но, с другой стороны, возможна реанимация и прямое использование выработанных на прошлых исторических стадиях готовых традиционалистских, «проверенных временем» ценностных систем, в рамках которых даются свои, пусть нехитрые, но понятные ответы на все, даже самые сложные вопросы, касающиеся природы, общества и человека. Как результат возникает своего рода система замкнутого сверхдетерминистского универсума. На самой короткой исторической дистанции такая «анестезия», возможно, и принесет облегчение: для кого-то, в какой-то мере, в каких-то случаях и пределах. А на среднесрочной и длинной дистанции? Едва ли. От решения фундаментальных проблем общества солидарными усилиями самих людей не уклониться.
Ульяна Николаева |
— С научной точки зрения мы имеем дело с возрождением особой, мифологической, формы общественного сознания, то есть той формы, которая возникла на самых ранних, архаических стадиях развития общества. Открытие мифа как не просто собрания преданий, а как дорациональной стадии развития коллективного сознания относится к 30-м годам ХХ столетия и связано прежде всего с именем французского этнолога и философа Л. Леви-Брюля. Его термины — «пралогическое мышление» и «партиципация» (сопричастность) — помогли разобраться в особой «логике» мифа, мифологического сознания.
Главной особенностью мифологического мышления и мифологического сознания оказывается погружение в миф, жизнь в мифе, пребывание в мифе, невозможность выйти из него, невозможность критически, отстраненно мыслить о себе и мире. Как прекрасно в свое время показала российский философ Н.С. Автономова в одной из лучших книг на эту тему («Рассудок. Разум. Рациональность»), мифологическое мышление располагается между собственно практическим, обыденным с одной стороны, и рациональным, систематизированным с другой. Миф состоит из ярких эмоционально-окрашенных образно-символических конструкций, которые полностью завладевает сознанием людей. Вырваться из-за пределов мифа трудно, практически невозможно.
Переход к рациональному сознанию — это фактически переход на новую историческую стадию, настоящий цивилизационный прорыв человечества. Поэтому разворачивающаяся на наших глазах ремифологизация представляет опасность для общества. Опасность возвращения в архаику, на дорациональную стадию развития.
Вам также может быть интересно:
Через 20 лет развитые страны могут стать более религиозными
Ученые ВШЭ и РАНХиГС выяснили, что в развитых странах возраст оказывает более сильное влияние на религиозность, чем поколенческий эффект. Они прогнозируют, что это может повлиять на устройство общества в будущем. Результаты исследования были опубликованы в Journal for the Scientific Study of Religion.
Канонизация
Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
Новая магистерская программа ВШЭ восстанавливает связь канонического права и классической юриспруденции
В Вышке открывается магистерская программа «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений». Она станет частью совместного сетевого проекта с программой «Каноническое право» Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Студенты при желании смогут изучать курсы на обеих программах. Подробнее об этом рассказывает академический руководитель магистерской программы ВШЭ Анастасия Буянова.
Церковь поддерживает личную активность, но не социальную
В православной традиции нет понятия «социального греха», и даже гонимая церковь не должна отказывать государству в лояльности, рассказал доцент факультета философии НИУ ВШЭ Борис Кнорре на лекции «Взгляд на церковно-государственные отношения с точки зрения церковной традиции и современного постсекуляризма», которая прошла в Храме Василия Блаженного.
Религия влияет на способ поиска работы
Конфессиональная принадлежность влияет на процедуру поиска и выбора работы. Представители одной конфессии делают ставку на профессиональные навыки, другой — на презентабельную внешность, третьей — на силу протекции. Исследование Екатерины Александровой и Елены Калабиной.
Почему мусульмане не любят США
Главная причина антиамериканизма в исламском мире — негативное отношение к политике США на международной арене. Исследование Кирилла Жиркова.
Женщин угнетает не ислам, а неграмотность
Мнение о том, что среди мусульманских мигрантов в Европе широко распространена гендерная дискриминация, сильно преувеличено. Религия и среда, в которой вырос человек, не столь значимы, как такие факторы, как возраст, образование и страна проживания. Исследование научного сотрудника ЛССИ (Петербург) Вероники Костенко.
Свобода и демократия на взгляд католицизма и православия
Идеи свободы и демократии стали едва ли не системообразующими для наиболее преуспевающей части земной цивилизации. Смогут ли объединиться вокруг этих идей современные католицизм и православие? Об этом доклад Максима Богачёва из Высшей школы экономики, представленный на Апрельской конференции ВШЭ.
Политизация религии препятствует духовному оздоровлению общества
В условиях колоссального разрыва между внешней религиозностью и массовым незнанием основ веры, Россия стоит перед угрозой превращения церкви в политический институт и расколом общества по религиозному признаку. Доклад Татьяны Коваль на XIV Апрельской конференции ВШЭ.
Дело Pussy Riot ударило по морально растерянному социуму
История Pussy Riot для большинства россиян — не вопрос политики или религии. Скандал вокруг акции в центральном храме страны высветил нравственную растерянность российского общества. Доклад Л. Борусяк на XIV научной конференции ВШЭ.