Основой экономического роста в России становится образование
Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. На Форуме действий Общероссийского народного фронта «Россия, устремленная в будущее», который начал работу 18 декабря в Москве, он рассказал о достижениях отечественного образования и его потенциале для ответа на вызовы глобальной конкуренции.
Открывая экспертную площадку форума «Образование будущего: новая школа», заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основа национальной идентичности», отметила, что одна из задач форума — найти решения завтрашнего дня. Система образования должна учить действовать в условиях неопределенности. Современный человек меняет профессию 2-3 раза в жизни, а в будущем согласно прогнозам будет менять 6-8 раз. Поэтому важной компетенцией педагога становится умение работать с технологиями будущего. Необходимо системно обновлять образование в условиях быстрого развития экономики и технологий.
Новый этап экономического роста нашей страны будет основан не на эксплуатации природных ресурсов, как это происходило в течение последних 15 лет, отметил Ярослав Кузьминов, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве. Россия должна использовать ресурс человеческого капитала — образованного, хорошо подготовленного и амбициозного населения. Образование — это основной формат создания человеческого капитала страны, который в перспективе может создать добавленную стоимость и обеспечить рост инвестиций.
Лучше, чем советское
В российском образовании создан хороший задел для будущего развития — мы имеем одну из лучших в мире систем образования по охвату, инфраструктуре и качеству, считает Ярослав Кузьминов. В бытовых разговорах нередко приходится слышать, что советское образование было лучшим в мире, а мы его потеряли. Но сегодня у нас не только сохранена, но и расширена доступность всех видов и уровней образования по сравнению с СССР. Общедоступным стало дошкольное образование для детей от 3 до 7 лет, по средней продолжительности ожидаемого формального образования и по доле населения с профессиональным образованием Россия устойчиво входит в число мировых лидеров.
Улучшилась инфраструктура образовательных организаций — за последние 15 лет доля школьных зданий, требующих капитального ремонта, сократилась с 37% до 12%. Почти все школы страны подключены к интернету, и теперь предстоит повысить скорость соединения, чтобы одновременно в школьной сети мог работать каждый третий ученик.
Выросли зарплаты педагогов. Идею эффективного контракта с учителем и рост зарплат обычно связывают с майскими указами президента России и его предвыборными статьями, однако на самом деле этот процесс начался еще в 2010 году. То, что глава государства предложил учителям, затем было распространено на других работников бюджетной сферы. И сегодня доля педагогов, которые считают свой детский сад или школу конкурентоспособными по уровню зарплаты, выросла примерно в два раза. И хотя в отдельных регионах есть примеры, когда эти показатели обеспечиваются путем увеличения нагрузки, неоправданного сокращения количества педагогов, доля педагогов, желающих сменить работу, сократилась в последнее время в 1,5-2 раза. Люди поверили в том, что педагогическая карьера дает должный социальный статус, удовлетворяет человека, и он может прокормить семью.
В России коэффициент вовлечения взрослых в образование очень низок и составляет менее 20%/Аналогичный показатель в Германии составляет 42%, в Швеции — 62%
Улучшилось качество абитуриентов, выбирающих педагогические вузы и факультеты. Еще 5-7 лет назад в среднем по стране туда поступали преимущественно троечники — со средним баллом 55-57, а сейчас средний балл близок к пятерке. Как минимум в четырех педагогических университетах на педагогические направления подготовки зачисляются платные студенты, причем за приличные деньги. Молодые люди готовы учиться не только за бюджетный счет, но и инвестировать личные средства в будущую карьеру. «Это серьезный поворот. Уверен, что мы увидим изменения и в гендерном составе педагогов, и совершенно другую мотивацию, другие амбиции представителей педагогического корпуса», — подчеркнул Ярослав Кузьминов.
В последние годы нормативно-подушевое финансирование было внедрено на всех уровнях образования — от школ и детских садов до вузов, и это означает рост конкуренции в образовании, прозрачность в распределении бюджетов. Люди стали видеть, что их доходы стали зависеть от качества их работы, а не от соизволения начальства или случайных обстоятельств. И, конечно, благодаря ЕГЭ удалось решить задачу повышения доступности высшего образования. До введения ЕГЭ в вузы поступало 30% иногородних студентов, сейчас эта доля выросла до 60% — удалось восстановить общенародный характер высшего образования.
Результатом усилий, предпринятых в последние 15 лет, стало повышение качества образования. В исследовании PISA России удалось совершить рывок: результаты наших школьников по чтению и математике сравнялись со средними по OECD. А выпускники 4-х классов в исследовании TIMSS показали лучшие в мире результаты по грамотности чтения.
Российские университеты улучшают свои позиции в мировых рейтингах. Раньше туда входили только МГУ и СПбГУ, а теперь около 40 российских вузов не просто туда входят, но и быстро улучшают свои позиции. Это означает, что потенциал высшей школы в России удалось восстановить.
Чего не хватает?
Однако достижения в части доступности образования не решают проблему равенства образовательных возможностей, отметил ректор ВШЭ. Несмотря на рост качества общего образования, до сих пор 28% выпускников школ не имеют устойчивых знаний по одному из предметов, 18% — по двум и более предметам, и это тревожный сигнал, считает ректор ВШЭ. Подобные показатели характерны и для стран БРИКС, которые являются трудоизбыточными, а Россия — страна трудонедостаточная, мы вынуждены ввозить трудовых мигрантов, составляющих 10% рынка труда.
В этой ситуации наличие неуспешных граждан, низкий уровень образования которых предопределяет их неуспех на рынке труда, недопустимо как с социальной, так и с экономической точки зрения. Проблема неуспешности в образовании должна быть решена — ведь это удается в Финляндии, где доля неуспешных выпускников школы снижена до 8%, и ряду азиатских стран. Россия должна выстроить такую образовательную политику, которая обеспечит успешность не менее 85% выходящих из школы граждан уже в 2025 году.
Другая проблема — непрерывное обновление знаний и навыков взрослых. В России коэффициент вовлечения взрослых в образование очень низок и составляет менее 20%. Аналогичный показатель в Германии составляет 42%, в Швеции — 62%. Современная экономика — это постоянное обновление технологий, а средний срок жизни технологии — менее семи лет. Так что столь «неторопливый» темп обновления компетенций взрослых людей — это вызов для нашей страны, и с ним необходимо справиться.
В России учатся около 400 тыс. иностранных студентов, которые платят за учебу менее 1 млрд долларов в год. В Австралии их примерно столько же, а доход — 19 млрд долларов
Еще один вызов — способность страны порождать и осваивать технологические инновации. Современная наука глобальна, и мы должны обеспечить участие наших вузов в топ-100 предметных рейтингов по всем направлениям науки и техники. Это значит, что наши молодые ученые должны участвовать в конференциях, где доклады делают авторы последних разработок, что студенты наших ведущих вузов должны быть включены в глобальное научное сообщество, и мы могли бы своевременно видеть и адаптировать прогрессивные технологии, которые есть в мире.
Как и было предписано майским указом президента, 5 вузов (по факту — 6) вошли в топ-100 мировых рейтингов по десяти предметным направлениям. Но российские вузы должны быть представлены и в нескольких десятках других направлений, где мы пока сильно отстаем: сельском хозяйстве, медицине, науках о жизни, целом ряде технологий и прочих.
Необходимо развивать экспорт образования. В России учатся около 400 тыс. иностранных студентов, которые платят за учебу менее 1 млрд долларов в год. В Австралии их примерно столько же, а доход — 19 млрд долларов, больше, чем Россия получает от экспорта вооружений. Поэтому нашим ведущим университетам нужно наращивать экспортный потенциал, строить кампусы, создавать учебные англоязычные сервисы, чтобы на равных конкурировать с австралийскими и китайскими вузами. «С помощью нашей высшей школы мы можем не только формировать человеческий капитал, но и зарабатывать», — отметил Ярослав Кузьминов.
Все эти факторы должны решить проблему темпов экономического роста. Как считают экономисты, прирост числа успешных работников на 1% обеспечивает прирост ВВП на 1%. То есть если сократить нынешнюю долю неуспешных выпускников школы хотя бы до 15%, за 10 лет можно будет обеспечить значительный дополнительный рост ВВП — удвоить темпы роста, которые Россия обеспечивает сегодня.
Также предстоит преодолеть социальное неравенство в образовании. В каждой стране образование способствует перемешиванию в обществе, и это характерно даже для таких либеральных стран, как США, как бы люди ни привыкли опираться на собственные силы и платить за образование.
Необходимо не просто обеспечить равный старт в образовании для каждого, но и специальную поддержку детям из семей с низким образовательным уровнем, с худшими условиями для роста. Образование — это социальный стабилизатор, оно помогает преодолеть социальное неравенство. Возможно, следует ввести забытые со времен СССР преференции для школ, работающих в сложных социальных условиях, со сложным контингентом, а для детей из отдаленных районов и из семей с низким образовательным уровнем — преференции при поступлении в ведущие вузы страны.
Образование должно создавать ощущение единства, которое позволяет стране быстро развиваться, а людям — верить в нее, заключил Ярослав Кузьминов.
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».