• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»


© Коллекция Signature/ iStock

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Ознакомиться с тезисами доклада и его полным текстом можно здесь.



Томмазо Агасисти, профессор Миланского технического университета

На мой взгляд, главный приоритет — это инвестиции в дошкольное образование, но важно и образовательное равенство. Разрыв, существующий в России между благополучными и неблагополучными семьями, — серьезная тема для обсуждения. Еще один приоритет — это потенциал использования технологий в образовании: инвестиции в этом направлении, возможно, дадут самую большую отдачу в плане улучшения качества образования.

Вопрос увеличения расходов на образование с целью улучшения образовательных результатов неоднозначен. С одной стороны, есть студенты, которые, при наличии больших ресурсов, могли бы добиваться большего успеха. И, сами будучи более успешными и эффективными, они бы затем создавали больше возможностей для других.

Но говоря об «успешных» или «лучших» студентах, мы не всегда учитываем, что большинство из них происходит из благополучных семей. Они успешны не потому, что умнее или сообразительнее, а потому, что изначально имели лучшие возможности. А есть студенты (я в своих исследованиях называю их «стойкими»), которые добиваются хороших оценок вопреки своему бэкграунду. И вот инвестиции в таких студентов точно окупятся. Но если не делать такого разграничения, есть риск направить большинство ресурсов не на бедных, но талантливых студентов, а на тех, кто уже находится в выигрышном положении.

Я скептически отношусь к тому, чтобы переносить опыт одних стран на другие, с совершенно иными условиями. Да, можно изучать интересные подходы, но Россия настолько велика, а ее регионы настолько различаются, что здесь не может быть какого-то одного, универсального решения.

Степень централизации образования зависит от трех вещей. Во-первых, от понимания региональными властями реальных нужд граждан в конкретных сообществах. Если их нужды и предпочтения сильно различаются, децентрализация может быть хорошим решением. Вторая вещь связана с возможностями местных правительств. Есть опасность возложить на них больше обязанностей, чем те, на которые у них хватит управленческих ресурсов. И третий пункт — создание равных возможностей. Если просто децентрализовать систему без выравнивания условий на разных территориях, это приведет лишь к еще большему разрыву в качестве и результативности образования.

Вложения в качество подготовки учителей обычно дают быстрый эффект, поскольку учителя начинают лучше взаимодействовать с учениками. Цифровизация, если она осуществляется грамотно, также быстро приносит пользу студентам. Но не нужно забывать и о роли университетов на местах, о результативности их взаимодействия с местными властями и фирмами.

В России огромная система образования с сотнями различных вузов, так что идея их дифференциации разумна. Российское правительство определило пул высококлассных университетов, которым выделены ресурсы с целью, чтобы они занимались исследованиями и стали более релевантными в международном контексте. Эти университеты, в свою очередь, обеспечивают другие вузы, на местном уровне, инструментами для развития и кооперации. В этом заключается важная миссия университетов, и это правильная политика.

Мартин КАРНОЙ
Мартин Карной, научный руководитель международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, профессор Стэнфордского университета

На самом деле, в России, стране со средним уровнем дохода населения, весьма хорошая и развитая образовательная система. Доля людей, получающих высшее образование, здесь одна из самых высоких в мире. Проблема не в самом образовании, а в производительности. Российские дети на международных тестах показывают результаты не хуже, а порой и лучше американских, но производительность в США намного выше, чем в России. Все сводится к капиталу: какого рода рабочие места есть в стране, насколько эффективно работают предприятия, насколько конкурентоспособны они в глобальном масштабе. И вот тут и кроется проблема.

Образовательная система сложилась в советское время при совершенно иной системе производства — в индустриальную эру. Но сейчас мы в постиндустриальном мире, где рынок труда гораздо более гибкий, и вся система должна измениться. Профессиональные навыки в нынешней экономике обесцениваются, но есть определенные быстрорастущие сферы — и их важно идентифицировать, — где люди с техническими навыками очень востребованы.

Я бы сказал, что основным приоритетом в образовании является разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей. В стратегии, подготовленной Вышкой, говорится об этом. Большинство учителей в России хорошо знают свой предмет, но не очень хорошо его преподают. Никто не обучал их современным методам вовлечения детей в образовательный процесс. Такая подготовка учителей стоит денег. Чтобы она была эффективной, учителям нужно ходить на такие занятия дважды в неделю в течение года.

Результаты нашего недавнего исследования показывают, что лишь немногие российские школы заинтересованы в повышении успеваемости всех своих учеников, включая тех, кто происходит из малообеспеченных семей. Но этим 20–30 процентам детей из бедных семей нужно уделять внимание. Они достаточно умны и смогут поступить в хороший вуз, если дать им шанс. В России же от них избавляются после 9 класса. Конечно, школам проще работать с учениками, чья успеваемость уже хороша, но не такое преподавание должно вознаграждаться. Вознаграждать надо тех учителей, которые берутся за «проблемных» детей и с ними добиваются результатов. Смотреть нужно на то, какого прогресса удалось добиться, а не просто на итоговые баллы на государственном экзамене.

Что касается цифровизации, то вообще-то цифровой контент — одна из самых дорогостоящих вещей, которая может быть внедрена в школах. Обучение тому, как им эффективно пользоваться, потребует много времени и усилий. На это уйдет 90% всех расходов на цифровизацию — сэкономить на этом деньги не получится. Исследования показывают, что нельзя просто заменить учителей компьютерами. Цифровой контент может быть дополнением к хорошему преподаванию, но не заменой плохому. Утверждается, что в будущем эта замена станет возможна благодаря искусственному интеллекту, ведь дети все равно часами сидят за компьютером, когда играют в игры. Но компьютерные игры и обучение с помощью компьютера — это разные вещи. Некоторые навыки действительно можно усвоить онлайн за короткое время, но научить абстрактному концептуальному мышлению или методологии с помощью компьютера чрезвычайно трудно.

Вот где внедрение цифровых технологий совершенно точно необходимо, так это в управлении образованием. Есть большие массивы информации об успеваемости детей в школах, и эти данные нужно анализировать, чтобы школы и учителя могли находить индивидуальный подход к своим ученикам. В России такого рода информация редко собирается, и это неправильно. Нужны специальные супервайзеры, которые работали бы с учителями, помогая им повысить эффективность преподавания, и информировали бы родителей о том, что изучают их дети, а что у них не получается.

Вам также может быть интересно:

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».