• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме»

С 18 января по 4 февраля в галерее «На Песчаной» объединения «Выставочные залы Москвы» прошла выставка «Упражнения в концептуализме» на стыке философии и современного искусства. Выставка была посвящена философской постановке вопроса о феномене концептуализма через изучение художественного, институционального, эпистемологического (познавательного) и онтологического (бытийного) статуса такого важного и малоисследованного элемента современного искусства, как экспликация.

Кураторами проекта выступили Никола Лечич — кандидат философских наук, писатель, доцент Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ, и Майя-София Жуматина — художница, стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии НИУ ВШЭ.

Майя-София Жуматина
© Анастасия Мезенова

«Упражнения в концептуализме» — результат полуторагодового проекта-лаборатории на базе ШФиК факультета гуманитарных наук ВШЭ. Проект был реализован при совместной работе его кураторов со студентами Вышки: Артемом Бычковым, Анной Волковой, Денисом Лукшиным, Николаем Марушевым и Анной Пинчуковой. «Проект задумывался как междисциплинарный, на стыке философии и современного искусства. К участию приглашались не художники, а теоретики — молодые исследователи из ВШЭ философских специальностей или имевшие философский бэкграунд», — пояснила Майя-София Жуматина.

В рамках проекта-лаборатории студенты посещали занятия по философии текста и концептуальному искусству, а также тренировались в осмыслении феномена экспликации, рассказал Никола Лечич. «Но только треть группы смогла добраться до участия в выставке», — добавил он.

Результатом работы лаборатории стало «расщепление» одного художественного артефакта — шумового звука таинственного происхождения — через наделение его 99 разными художественными концепциями-экспликациями. Так появилась выставка 1 и 99 произведений искусства. Каждая из экспликаций по-своему относится к «общему» артефакту — безымянному звуку — и вместе с ним моделирует отдельное произведение концептуального искусства. Таким образом, посетители находятся между 99 мирами, у каждого из которых были свое название, автор и философия, время и законы.

Никола Лечич (справа)
© Анастасия Мезенова

«Каждый из 99 миров ставил посетителя в новую, неповторимую ситуацию. Зритель становился вовлеченным участником, исполнителем перформанса, сам превращался в предмет искусства. Мы предложили зрителю пройти как можно больше трансформаций и каждый раз подумать о том, что значит творить, быть, жить и созерцать мир», — объяснил Никола Лечич.

«Мы назвали нашу выставку “упражнениями”, потому что создание каждой концепции для артефакта было практически мыслительным экспериментом, — прокомментировала Майя-София Жуматина. — Если зачастую художник сначала придумывает идею, а потом ее воплощает, то мы работали от артефакта: каждый раз перед нами стояла задача придумать такую концепцию для произведения, чтобы она привела художника к созданию этого единственного, экспонируемого в зале артефакта».

Посетителям предложили также стать участниками лаборатории в стенах галереи. «Они могли самостоятельно поупражняться в создании новых произведений искусства через концептуализацию представленного на выставке артефакта-звука — для этого был отдельный зал для размышлений и работы», — пояснила куратор.

© Анастасия Мезенова

В чем заключается философский задел «Упражнений в концептуализме»? Выставка пытается средствами современного искусства ответить на древний вопрос об отношении воплощенного художественного произведения (как артефакта) и заключенной в нем идеи (мысли), в том числе в ее текстуальной форме. В XX веке концептуалисты заявили, что искусство как эпицентр человеческого творчества имеет право на существование только в том случае, если в каждом новом исполнении оно переосмысливает то, чем может быть искусство как таковое. «Наша выставка — попытка ответить на вызов концептуализма в самой радикальной форме, — объяснил Никола Лечич. — Уникальность и новаторство нашего проекта заключается в изобретении новой формы одновременного существования одного и многих произведений концептуального искусства через один артефакт и множество его концепций. Эта ситуация ставит важные художественные и философские вопросы».

В будущем Майя-София Жуматина и Никола Лечич планируют продолжать экспериментировать с различными формами в искусстве в формате лаборатории. «Но результаты не будут получены скоро, — добавил Никола Лечич. — Цикл производства таких проектов большой — 1,5–2 гoда. Идеи уже есть, но рассказывать о них преждевременно: в современном искусстве считается, что идея — это все, поэтому раскрыть ее означало бы показать выставку заранее».

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ открылась выставка Камчатского края, посвященная 170-летию обороны Петропавловского порта

В 1854 году в Петропавловском порту на Камчатке небольшой военный гарнизон одержал победу над англо-французской эскадрой, значительно превосходившей его в военной силе. В честь юбилея этого события 5 ноября в атриуме здания НИУ ВШЭ на Покровском бульваре начала работать выставка. В ее торжественном открытии приняли участие губернатор Камчатского края Владимир Солодов и проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов.

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Яндекс Музей х Школа дизайна ВШЭ: «Новая жизнь привычных вещей» открывается в Петербурге

11 октября в Яндекс Музее Санкт-Петербурга откроется выставка студенческих работ «Новая жизнь привычных вещей». С 3 июля по 30 сентября она проходила в московском отделении музея. Экспозицию, как и прежде, составят проекты учащихся Школы дизайна Вышки, прошедшие в шорт-лист одноименного конкурса. Размышляя о потенциале бытовых вещей, участники выставки создали макеты, эскизы, концептуальные разработки и рабочие прототипы, а также провели уникальные визуальные исследования.

«ВЫПУСК'24»: НИУ ВШЭ на выставке в «Зарядье»

11 октября в пространстве Паркинг Галереи парка «Зарядье» откроется третья выставка «ВЫПУСК’24», в которой примут участие более 200 молодых художников из 22 вузов Москвы. В экспозиции будут представлены и работы выпускников разных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ — от современной живописи до компьютерных игр. Первый «ВЫПУСК» состоялся в «Зарядье» в 2022 году и стал уникальным событием, представившим новое поколение художников всевозможных жанров и течений.

Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки

На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.

«Художник — охотник»: Школа дизайна Вышки открыла новый выставочный сезон

В сентябре в пространстве HSE ART GALLERY на «Винзаводе» открылся первый проект этого выставочного сезона. В экспозицию групповой выставки «Город [следы и тропы]» вошли работы начинающих художников из числа студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ и произведения известных авторов, среди которых Кирилл Кто, Иван Горшков, Андрей Кузькин и Константин Звездочётов, из коллекции куратора проекта Пьера-Кристиана Броше. Открытие во время традиционного «Вечера вернисажей» посетили искусствовед Ольга Свиблова, коллекционер Наталия Опалева, культуролог Алексей Масляев. Изучить выставку можно до 16 октября.

Преподаватели и студенты Школы дизайна — Санкт-Петербург создали дизайн выставки в Эрмитаже

В Манеже Малого Эрмитажа проходит выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Дизайн-концепцию экспозиции вместе со своими студентами спроектировал Андрей Пунин, главный куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна питерской Вышки, а художественное оформление и иллюстрации для выставки создала Екатерина Филипенко — преподаватель «Арт-практики».

«Время — самый ценный ресурс»

В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.

Школа дизайна ВШЭ и Комитет по туризму города Москвы представляют: мировые таланты в столице

Результатом сотрудничества Школы дизайна НИУ ВШЭ и Комитета по туризму города Москвы стали сразу два больших проекта: Международная выставка фотографий стран БРИКС «Большие города в Москве» и Международный конкурс видеороликов о городах WOWMOSCOW, победителем которого названа представительница Индонезии — Такха Аудьярахма. Премьера ее видеоролика состоится 24 августа в рамках программы Московской международной недели кино.

Ежегодная итоговая выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит на Винзаводе и в MMOMA

В середине июля Школа дизайна НИУ ВШЭ представила итоги студенческих проектов 2023/24 учебного года на двух столичных площадках. Выставка «Коллекция. Порядок вещей» открылась в HSE ART GALLERY на Винзаводе и в MMOMA на Гоголевском бульваре. В этом году экспозиция объединила более 150 авторов, чьи проекты были отобраны по результатам внутреннего конкурса.