«Запад мешает нам думать»
10 декабря в рамках семинара «Институты государства и конституционный строй Исламской Республики Иран» перед студентами Вышки выступил руководитель Культурного представительства при посольстве Ирана в Москве Абузар Эбрахими Торкаман.
Открывая семинар, организованный Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ, профессор кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ Леонид Полищук сказал о том, что после революции 1979 года в Иране была создана уникальная система институтов, сочетающая демократические и теократические элементы, в которой существует «интересная, но, к сожалению, недостаточно известная система сдержек и противовесов». Без знакомства с этой сложной конструкцией государственного устройства невозможно понимать и анализировать политические и социальные процессы, протекающие в Иране и влияющие на внешнюю политику этой страны.
Абузар Эбрахими Торкаман, один из наиболее уважаемых в Иране богословов, доктор права, значительную часть своего выступления посвятил истории возникновения современного иранского государства и первым годам его существования, в течение которых была законодательно оформлена исламская форма правления. Он напомнил, что в 1925 году к власти в Иране пришел Реза-шах Пехлеви, который провел в стране серьезные экономические и социальные реформы. Однако в 1941 году он был вынужден покинуть Иран, уступив трон своему сыну Мохаммеду Резе (смещение Резы Пехлеви было организовано Великобританией и СССР, которые нуждались в иранской нефтяной и железнодорожной инфраструктуре в годы Второй мировой войны). Мухаммед Реза пробыл на троне почти сорок лет и был свергнут в результате Исламской революции 1979 года. Доктор Эбрахими не счел нужным остановиться на причинах, приведших к революции, главной из которых можно считать установленный шахом при поддержке США авторитарный режим и полное подавление оппозиции. Не сказал доктор Эбрахими и о другом важнейшем в истории становления исламского государства событии, повлиявшем на отношения Ирана с западными странами, — захвате посольства США.
Легитимизация нового исламского строя, основанного на доктрине «велаят факих», согласно которой верховное руководство страной принадлежит праведным богословам, проходила в несколько этапов. Вскоре после революции был проведен всеобщий референдум, в ходе которого подавляющее большинство (98%) граждан, имевших право голоса, поддержали переход к исламской форме правления. 5 июля 1980 года был ратифицирован законопроект, утвердивший, в частности, схему общенародных выборов Совета экспертов. После многочисленных совещаний, проходивших по всей стране, был составлен текст первой конституции Исламской республики, который был вынесен на всенародное голосование 3 декабря 1979 года. Его итог вновь был почти единогласным. Наконец, в 1989 году в конституцию был внесен ряд существенных поправок, структурировавших взаимоотношения различных субъектов и органов власти.
Специфика конституционного устройства Исламской республики определяется доминированием религиозных норм над светскими. Поэтому и фактическим главой государства является не президент, а рахбар, духовный лидер, который выбирается советом экспертов из числа самых уважаемых и «благочестивых» богословов. Доминирующее положение духовного лидера в структуре государственной власти определяет его чрезвычайно широкие функции и полномочия по формированию внутренней и внешней политики государства и регулированию деятельности прочих органов власти. Именно духовному лидеру, а не президенту подчиняются вооруженные силы и внутренние войска. Кроме того, в подчинении духовного лидера находится элитный Корпус стражей исламской революции и, хотя функции Корпуса четко не прописаны, это — добровольческая полувоенная милиция.
В отличие от духовного лидера, президент Ирана избирается прямым голосованием сроком на четыре года. После ликвидации в 1989 году поста премьер-министра на президента возлагаются функции руководства правительством, он же представляет на утверждение парламенту членов своего кабинета. Одной из главных обязанностей президента и правительства является формирование государственного бюджета.
Иранский парламент (Меджлис) является однопалатным. К кандидатам, выдвигающимся в Меджлис, установлено несколько жестких требований: следование исламским канонам, наличие высшего образования, физическое здоровье (так, членом парламента не может стать слепой или глухой человек) и другие. От необходимости исповедовать ислам освобождаются лишь национальные и конфессиональные меньшинства, каждое из которых может иметь в Меджлисе по одному представителю. В своей лекции доктор Эбрахими не упомянул то обстоятельство, что к президентским и парламентским выборам допускаются лишь кандидаты, одобренные Советом стражей конституции, но подчеркнул, что депутаты не могут подвергнуться преследованию за высказывание своего мнения в парламенте.
Совет стражей конституции является еще одним чрезвычайно влиятельным органом власти в Иране и, по сути, выполняет часть функций, которые в других странах возложены на Конституционный суд. Совет стражей включает двенадцать человек. Половину из них составляют богословы, знатоки исламского права, которых назначает духовный лидер. Оставшиеся шесть членов Совета, специализирующиеся в различных отраслях права, утверждаются Меджлисом по представлению главы судебной власти, который, в свою очередь, также назначается духовным лидером. Кстати, глава судебной власти осуществляет также надзор за собственностью, которой владеют духовный лидер, президент, его заместители и министры по вступлении в должность и после ее оставления на предмет, как сказал доктор Эбрахими, «незаконного приращения собственности».
Совет стражей имеет право наложить вето на любое назначение в правительстве и любой закон, принятый Меджлисом, если сочтет, что они противоречат нормам исламского права. В том случае, если по какому-либо закону Совет стражей и Меджлис так и не смогут прийти к соглашению, окончательный вердикт остается за Советом по целесообразности строя (его члены назначаются духовным лидером). Этот совет призван, в своем роде, соотносить исламские законы, нормы и традиции с реалиями современной жизни. Решение Совета по целесообразности является обязательным к исполнению и для Совета стражей, и для парламента.
По просьбе студентов доктор Эбрахими привел некоторые примеры решений Совета по целесообразности. В частности, нормы ислама запрещают мусульманам извлекать прибыль из хранения и одалживания денег, а также «обмениваться» кровью. Однако на практике это означало бы конец любой экономической деятельности и остановку развития медицины. Поэтому Совет по целесообразности допускает необходимые отступления от исламских канонов в этих вопросах.
Другой вопрос, заинтересовавший студентов, касался требований, которые предъявляются в Исламской республике гражданам, исповедующим иные религии. Доктор Эбрахими отметил, что все иранские граждане равны перед законом, и представителям конфессиональных меньшинств предоставлено право проводить обряды и процедуры, связанные с рождением, женитьбой, разводом и смертью, в соответствии с той религией, которую данный человек исповедует.
Предсказуемо щекотливым оказался вопрос о проблемах с правами человека в Иране. Студенты заметили, что после Исламской революции многие иранцы лишились части своих гражданских прав, что особенно тяжело сказалось на положении женщин. Ответ главы иранского культурного представительства свелся к тому, что все изменения были народу не навязаны, а, напротив, продиктованы запросом, существовавшим в обществе.
В эпоху глобализации Иран должен бороться за сохранение своей самостоятельности и культуры, отбиваясь от «нападения» культуры западной. «Запад мешает нам думать о том, откуда мы пришли и куда нам нужно идти, поэтому и молодежь сбита с пути. Но я оптимист и считаю, что молодое поколение все-таки выберет правильный путь», — заключил доктор Эбрахими.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
Полищук Леонид Иосифович
Вам также может быть интересно:
«Есть множество направлений, в которых мы можем развивать наши отношения с Ираном»
12 февраля состоялась торжественная церемония подписания договора о безвозмездной передаче НИУ ВШЭ литературы, изданной Организацией по изучению и составлению академических книг по исламским и гуманитарным наукам при Министерстве наук, исследований и технологий Исламской Республики Иран SAMT. Мероприятие прошло в библиотеке ВШЭ на Покровском бульваре.
Научно-образовательное партнерство НИУ ВШЭ и Ирана набирает обороты
Делегация Университета Мофид недавно посетила Высшую школу экономики. Представители иранского вуза высказали заинтересованность в сотрудничестве с ВШЭ в рамках научно-исследовательских проектов и образовательных программ в сфере экономики, правовых аспектов исламской системы финансов и других направлений. Стороны также обсудили возможность запуска совместной программы академической мобильности.
«Будем рады видеть в нашем университете больше иранских студентов»
В Высшей школе экономики состоялось подписание документов о сотрудничестве с двумя иранскими вузами — Университетом имени Алламе Табатабаи (УАТ) и Исфаханским университетом (ИУ). Делегации университетов во главе с ректором УАТ Абдоллахом Мотамеди и ректором ИУ Хоссейном Харсижем посетили ВШЭ и встретились с ректором Никитой Анисимовым и международным блоком ВШЭ под руководством проректора Виктории Пановой.
Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений
Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.
«У меня сегодня счастливый день, потому что я слышу персидский язык»
В Институте классического Востока и античности факультета гуманитарных наук открылся кабинет иранистики и персидского языка. В этот же день было подписано соглашение о сотрудничестве между Высшей школы экономики и Культурным представительством при посольстве исламской республики Иран.
Что поэма «Шах-наме» может рассказать о современном Иране
Мифы древнего мира — это не просто старые сказки, но ключ к пониманию себя и окружающей нас действительности. Во второй лекции цикла «Путешествие на Восток: языки и литература» преподаватель образовательной программы «Язык и литература Ирана» Максим Алонцев рассказал о великом персидском памятнике — поэме «Шах-наме», и о том, как она связана с сегодняшними реалиями.
Студенты ВШЭ об экспедиции в Иран: «Это как слетать на Луну!»
Во время традиционной ежегодной автомобильной экспедиции «Культурные эффекты границы» студенты-культурологи ВШЭ посетили Грузию, Армению и впервые — Иран. О том, каков Иран на вкус и цвет, о комплиментах как основе иранской коммуникации ребята рассказали новостной службе ВШЭ.
Как стать специалистом по исламскому праву
В мусульманских странах исламское право до сих пор целиком определяет семейные и наследственные отношения. В ряде немусульманских государств действуют исламские банки, страховые и инвестиционные компании. Даже в России (в Татарстане) отдельные нормы исламского права включены в законодательство. Разобраться в тонкостях этой сферы юриспруденции поможет магистерская программа «Исламское право», с недавнего времени предлагаемая ВШЭ.
Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки
Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.
МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»
10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.