Колесо как принцип, безусловно, не устаревает
«Основной задачей исследовательского университета является формирование нового типа людей в стране», — считает Виталий Куренной, заведующий отделением культурологии ГУ-ВШЭ.
— Каковы истоки исследовательского университета — когда появилась сама идея и в чем ее суть?
— Современный исследовательский университет — это воссоздание модели немецкого университета, которую в Европе принято называть моделью Гумбольдта. Вильгельм фон Гумбольдт, выдающийся философ и ученый, возглавлял реформу высшего образования в Пруссии. В результате этой реформы в 1810 году в Берлине был открыт новый университет. Происходило это, напомню, в период поражения Пруссии в наполеоновских войнах, когда немцы со всей очевидностью осознали необходимость радикальных перемен — и в обществе, и в образовании. Вообще реформирование университетов — очень трудное дело, требующее чрезвычайных обстоятельств и усилий. Для этого необходим или Наполеон — как это было во Франции, или оккупация — как было в Пруссии, или разгар войны — как это было в Британии уже в 40-е годы XX века.
Модель Гумбольдта называется исследовательским университетом в соответствии с одним из двух базовых принципов этой модели. Первый принцип — свобода преподавания и свобода обучения. А второй принцип — единство преподавания и исследования, «Forschung und Lehre». Модель, возникшая благодаря реформе Гумбольдта, распространилась сначала в Германии и Австрии, а затем и по всему миру. Именно она легла в основу американских «research universities», на которые ориентировались современные эксперты, вводившие это понятие в современный российский контекст. Модель Гумбольдта противопоставляется другой современной модели университета, возникшей во Франции в самом конце XVIII века.
— И в чем отличие гумбольдтовской модели от французской?
— Реформа Наполеона практически ликвидировала университеты, сделав основную ставку на утилитарно и практически ориентированные вузы, «нормальные школы». Число университетов было сокращено, а оставшиеся были полностью подчинены правительству. Научные исследования были отделены от преподавания и сосредоточены в системе Академии наук. В Германии, напротив, после реформы Гумбольдта Академия быстро утратила то значение, которое имела в эпоху Просвещения, когда она возникала в виде противовеса тогдашним университетам.
— Какой социальный и культурный смысл имеет исследовательская составляющая в университете? Значит ли это, что исследовательский университет готовит ученых?
— Бытует мнение, что исследовательский, гумбольдтовский университет, может готовить только ученых. А поскольку из современных студентов вряд ли получится столько исследователей, то якобы и сам университет такой модели обречен на исчезновение как рудимент эпохи Просвещения со свойственным ей преувеличением роли науки. Сегодня, мол, нужно ориентировать студентов на практические компетенции и перспективные проекты, а значит — следует отказаться от гумбольдтовской модели.
Это большое заблуждение. Научное исследование, действительно, является стержнем исследовательского университета. Но функция университета, как ее понимал Гумбольдт, вовсе не исчерпывалась подготовкой ученых. Назначение университета совсем в другом: в первую очередь, как говорил Гумбольдт, — в развитии «культуры нации», то есть в работе на благо народа. Студент, занимаясь научной работой в университете, формируется как личность, полноценно образованная и самостоятельно мыслящая, как «гражданин государства и мира» по выражению Фридриха Шлейермахера. Таким образом, основная функция исследовательского университета — формирование условий для появления определенного типа людей в стране, а значит, и работа на благо общества.
— А что это за тип людей и при чем здесь исследования?
— Не буду углубляться в исторический комментарий, а переведу этот вопрос в плоскость обсуждения проблем, которые сегодня у всех на слуху. Вот мы говорим: Россия должна встать на путь инновационного развития. Наивно полагать, что можно решить эту задачу, лишь закупив технологии или профинансировав какое-то определенное направление исследований — нанотехнологии или что-то в этом роде. Приблизиться к решению этой задачи можно только в том случае, если в стране появится массовый слой творческих людей, инноваторов. Не только инноваторов-предпринимателей в узком смысле слова, а вообще людей, способных порождать новое — новое в науке, новое в производстве, новое в бизнесе, новое в культуре, новое в обществе. А как можно решить эту задачу практически, как воспитать этих инноваторов, этот креативный класс? Абсурдно ставить эту задачу как техническую — спроектировать инноваторов посредством каких-то там методик и техник обучения. Инноватор тем и отличается от обычного ученого, что он действует не только по плану или проекту, а часто — вопреки этим планам и проектам.
Именно эту проблему и решает модель Гумбольдта, модель исследовательского университета. Дело не в формальных показателях - не в количестве публикаций, премий, проектов, не в развитии междисциплинарных и международных связей и так далее. Конечно, они важны, но они фиксируют лишь внешнюю сторону дела и могут легко имитироваться. Важно, чтобы из стен такого университета выходили люди, способные продвигать вперед и науку, и производство, и бизнес, и культуру. Гумбольдтовский университет представляет собой сложное ноу-хау, позволяющее появиться определенному типу людей — свободных, творческих, полноценных, которые, в свою очередь, будут развивать эту самую «культуру нации».
Ведь чем по сути отличается исследовательский университет от школы — как средней, так и высшей? В школе учащийся получает готовые знания, определенные навыки или компетенции, чтобы квалифицированно выполнять определенный вид работы. Человек, которого мы получаем на выходе подобной образовательной системы, в лучшем случае — отличный исполнитель. Идеал же университетского образования, воплощенный в модели исследовательского университета, — не исполнитель, а изобретатель, создатель нового. В университете — не по названию, а по сути — учащийся не только получает готовое, но еще и вовлечен в поиск и производство нового. И единственный возможный способ достичь этого — включить студента в ту практику, которую может реализовать университетский преподаватель. То есть привлечь студента к процессу исследования. Именно в этом заключается основная идея и смысл исследовательского университета. Если мы потеряем эту идею, то легко можем впасть в поверхностное копирование каких-то элементов этой модели.
— Все-таки странно, что мы сегодня серьезно говорим о гумбольдтовской модели исследовательского университета — ведь на дворе XXI век... К тому же русский имперский университет изначально строился по образцу немецких университетов — зачем же возвращаться в прошлое?
— Сначала по поводу последней части вопроса. Я готов утверждать, что в России никогда не была реализована именно гумбольдтовская модель университета. Это исторический парадокс и одновременно — факт. Несмотря на то, что Россия XIX века ориентировалась на германское образование, несмотря на то, что русские студенты массовым образом обучались в немецких университетах, несмотря на личное знакомство и даже переписку Уварова и Гумбольдта, заимствовались лишь некоторые элементы этой модели, но единого целого они никогда не составляли. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: обычная история для наших институтов — подражая, догонять.
Что же касается устаревания... Андрей Андреев — автор замечательной монографии «Российские университеты XVIII — первой половины XIX веков в контексте университетской истории Европы» — привел очень точное сравнение, которым я здесь с удовольствием воспользуюсь. Вот, например, колесо — древнее изобретение, не правда ли? Но разве историческая почтенность этого изобретения является основанием, чтобы восклицать в том смысле, что на дворе XXI век и колесо пора отправить на свалку истории? Колесо, конечно, не остается без изменений, оно постоянно совершенствуется и улучшается. Но колесо как принцип, безусловно, не устаревает.
Гумбольдовская идея университета — это принцип, аналогичный принципу колеса. Он родился вместе с рождением современного общества. Он некоторым, весьма сложным, образом связан с нашим пониманием субъективности культуры, политической нации, науки и некоторых других важных элементов современной цивилизации. Как принцип он не может устареть. Но это не означает, что существует готовый, раз и навсегда оптимальный рецепт создания исследовательского университета. Напротив, идея Гумбольдта требует постоянного переосмысления и практического уточнения, чтобы не стать выхолощенной, не превратиться в набор пустых фраз и деталей, которые не составляют жизнеспособного целого. Но сам принцип необходимо постоянно иметь в виду — чтобы за деталями не упустить главного и принципиального.
Вам также может быть интересно:
Андрей Яковлев: «И тогда появилась идея — создать Научный фонд»
Как Высшая школа экономики становилась исследовательским университетом? Кто и почему оставался в науке 15-20 лет назад и что интересует аспирантов сейчас? Как ВШЭ встраивалась в международное академическое сообщество? Об этом накануне Дня Вышки вспоминает и рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.
Путь к научному совершенству
Во Всемирном банке в Вашингтоне прошла презентация книги «The Road to Academic Excellence», в которой представлено одиннадцать кейсов «молодых» исследовательских университетов планеты. Среди них единственный кейс из России — Высшая школа экономики.
Границы университетской демократии
31 мая в Высшей школе экономики прошел совместный семинар Института развития образования и Института институциональных исследований ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». О том, как создать успешный исследовательский университет и кто им должен руководить, рассказали члены Международного консультативного комитета ВШЭ профессор Филип Альтбах и доктор Патти Питерсон.
Поощряя интерес к исследованиям
На прошедшем 24 декабря заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги выполнения программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» за 2010 год.
Эффекты внешние и внутренние
В конце октября были объявлены победители открытого публичного конкурса Минобрнауки по господдержке исследований в России под руководством ведущих ученых. Профессор Нью-Йоркского университета Федор Богомолов и профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт получат гранты для работы над исследовательскими проектами в ГУ-ВШЭ. Комментирует помощник ректора ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова, которая координировала подготовку заявок для участия в конкурсе.
«У нас есть собственный потенциал развития»
23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.
Обеспечить конкурентоспособность
30 марта прошло экспертное совещание, на котором был обсужден отчетный доклад ГУ-ВШЭ о ходе реализации Программы развития национального исследовательского университета за 2009 год.
Уроки младшего брата — часть 2
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич о китайском опыте развития исследовательских университетов.
Уроки младшего брата
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич о китайском опыте развития исследовательских университетов.
Укрепляя бренд
16 ноября состоялась Конференция научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся ГУ-ВШЭ, на которой обсуждалась программа развития и Устав ГУ-ВШЭ как национального исследовательского университета.