• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

История Летней экономической школы (ЛЭШ) началась в 2009 году, когда руководитель Молодежной бизнес-школы Липецка Андрей Корчагин пригласил выпускника факультета экономики ВШЭ Данила Федоровых прочитать лекцию в летнем лагере для воронежских и липецких школьников. В последующие годы здесь стали читать лекции и другие преподаватели ВШЭ. Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ и портал ILoveEconomics.ru (он предназначен для школьников, начинающих изучать экономику) вошли в состав организаторов, участвовать в ЛЭШ стали и школьники из других регионов, появился конкурс. За все годы в ЛЭШ побывали более тысячи детей.

Поначалу школа проводилась в загородном детском лагере с удобствами во дворе, и программа формировалась стихийно, вспоминает Данил Федоровых, ныне старший преподаватель Департамента теоретической экономики ВШЭ, зампредседателя жюри Всероссийской олимпиады по экономике и руководитель ЛЭШ. Что именно рассказывать школьникам, какие задачи предлагать, каждый лектор определял на свое усмотрение. С 2015 года ЛЭШ переместилась на более комфортную площадку — базу отдыха «Чайка» с коттеджами в сосновом лесу на берегу Дона, и программу стали планировать заранее.

Главная цель школы — подготовить детей к участию в олимпиадах по экономике и поступлению в лучшие вузы страны. Кроме того, ЛЭШ — это еще и отдых, общение детей со схожими интересами. В этом году конкурс в ЛЭШ составил около 2 человек на место. При отборе оценивается не столько опыт участия в олимпиадах, сколько мотивация и желание учиться.

Чему здесь учат?

В ЛЭШ можно выбрать одну из двух программ — олимпиадную или профориентационную. Олимпиадная программа рассчитана на тех, у кого есть хорошая база экономических знаний и опыт участия в олимпиадах (формируется даже отдельная группа порядка десяти человек для тех, у кого этот опыт особенно велик). Профориентационная программа попроще, но все равно подразумевает наличие первоначальных представлений об экономике.

В олимпиадной программе — пять обязательных разделов: математика для экономических задач, микроэкономика, макроэкономика, теория игр и финансовая грамотность. По этим разделам «штатные» преподаватели ЛЭШ — Александр Челеховский, Алексей Суздальцев, Андрей Бремзен и другие — читают лекции в первой половине дня.

В такой аудитории приятно читать лекции: вопросы только по делу, на поддержание дисциплины вообще не отвлекаешься

Во второй половине дня проводятся мастер-классы по выбору, и здесь возможны самые разные темы — на экономике ЛЭШ не зацикливается. Андрей Корчагин — известный липецкий бизнесмен, представитель регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей — проводит мастер-классы по предпринимательству. Максим Маркин — преподаватель Департамента социологии ВШЭ — читает лекции по экономической социологии. «Моя задача — показать школьникам, увлеченным экономикой, что существует другой взгляд на изучение и анализ привычных им явлений, — считает он. — Ведь даже в олимпиадных группах не все дети уверены, что хотят стать экономистами».

В этом году с мастер-классами в ЛЭШ выступили руководитель Департамента психологии ВШЭ Василий Ключарев, профессор ВШЭ Константин Сонин*, известный научный журналист Ася Казанцева, профессор МИЭФ Алексей Белянин, другие известные лекторы, в том числе иностранные. Мастер-классы для посещения необязательны — в это время можно решать задачи или, например, играть в волейбол, но посещаемость зависит от авторитета и мастерства лектора. Например, Константин Сонин* собирал на свои лекции почти весь поток.

 

Василий Ключарев:

Пожалуй, ЛЭШ — это единственная школа в стране, где ребятам так подробно рассказывают о нейроэкономике, о том, как наш мозг принимает экономические решения. На мой взгляд, для будущих экономистов важно иметь представление о переднем крае их науки, потому что мы не знаем, с чем мы столкнёмся в будущем. Возможно, через десять лет, когда они станут настоящими экономистами, это войдет в стандарт экономического образования.

 

В ЛЭШ есть своя информационная система — зайдя в интернет, участники могут регистрироваться на мероприятия, строить свое расписание. В системе есть интернет-банк с игрушечной валютой HS€: у каждого участника есть стартовая сумма, и он может ее увеличивать, например, помогая вожатым или успешно участвуя в различных играх и вечерних мероприятиях. В последние дни работы школы состоялся аукцион, где за HS€ можно было купить книги, сувениры и толстовки с университетской символикой.

Как здесь учат?

Особенность обучения в ЛЭШ заключается в том, что школьники не просто слушают лекции, но и интенсивно решают экономические задачи. Ежедневно каждый участник получает листки с задачами, решает их и сдает устно (считается, что подобный метод обучения используют только математики, но, оказывается, и экономисты не отстают). «С детьми обязательно нужно разговаривать, обсуждать решение задачи, — считает Данил Федоровых. — Только так можно задать уточняющие вопросы и понять ход мысли».

Чем больше задач решил участник, тем проще ему сдать зачет по итогам школы. Принимают решения учебные ассистенты — студенты ВШЭ и РЭШ, которых для работы в ЛЭШ приглашают преподаватели.

Раньше мы могли допоздна «мучить» ассистентов, сдавая задачи, а в этом году разбор прекращался после 21.00, потому что приходил Данил Федоровых и говорил, что столько учиться нельзя

Иногда к учебным ассистентам выстраивается очередь из желающих сдать задачи — в ЛЭШ ходят легенды об очереди в 100 человек и о ночных бдениях над особо сложными задачами. «Иногда, действительно, приходится подождать, но это время можно потратить с пользой, — говорит учебный ассистент Надежда Котова, выпускница совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ этого года. — Еще порешать задачи, обсудить решения или отдохнуть, поиграть во что-нибудь. Я, например, специально принимаю задачи рядом с настольным теннисом, в перерывах и сама играю».

Если учебный ассистент видит, что школьники плохо справляются с определенным типом задач или задачами на конкретную тему, он может сам провести дополнительные занятия во второй половине дня — чтобы ликвидировать пробелы. Так, например, ассистент Степан Алексеенко устроил дополнительные занятия по теории игр — по мнению участников, самому сложному разделу из программы ЛЭШ этого года.

Вместе с вожатыми учебные ассистенты организуют досуг детей. Рассказывают о своей учебе в Вышке, помогая определиться с предпочтениями и сориентироваться в многообразии вышкинских образовательных программ. Для них самих это тоже полезный опыт — был случай, когда учебный ассистент познакомилась за обедом с Константином Сониным*, и тот согласился стать ее научным руководителем.

Кого здесь учат?

Сертификат ВШЭ об окончании ЛЭШ, который получают школьники, не дает никаких преимуществ при поступлении в вузы, тем более ни на что не влияет итоговый балл по результатам итогового зачета. Однако среди участников ЛЭШ жесткая конкуренция, и для получения высокого балла они, как правило, стремятся решить как можно больше задач. «Это неудивительно — ведь они приезжают сюда учиться и достигать результатов, — говорит старший преподаватель Департамента теоретической экономики ВШЭ Александр Челеховский. — В такой аудитории приятно читать лекции: вопросы только по делу, на поддержание дисциплины вообще не отвлекаешься». «Иных школьников нужно заставлять учиться, а наших слушателей, наоборот, нужно заставлять отдыхать», — добавляет Максим Маркин.

«У них очень разносторонние интересы, — считает Алексей Суздальцев, аспирант Стэнфорда, автор задач Всероса по экономике, также известный в Вышке своим музыкальным талантом. — Я попросил настроить для себя пианино, и оказалось, что на нем играют очень многие дети, мы устраивали фортепианные вечера». В этом году в ЛЭШ выступали с мастер-классами на английском иностранные профессора, и большинство детей понимало их без дополнительной подготовки.

 

Константин Сонин*:

Работа организаторов этой школы необычайно важна, потому что исторически в нашей стране нет никакого опыта работы с детьми, которые интересуются общественными науками. Это не первый опыт, но очень важный и, на мой взгляд, очень успешный, и я изо всех сил пытаюсь это поддержать.

 

«Дети у нас уникальные, — подтверждает Надежда Котова. — Они готовы потратить полмесяца драгоценных каникул на тяжелый труд». Сама Надежда первый раз приехала в ЛЭШ летом после 10 класса и потом весь год встречалась с товарищами по школе на различных олимпиадах по экономике. Поступив в Вышку, в качестве учебного ассистента она работала в ЛЭШ ежегодно, начиная с первого курса. В новом учебном году, получив полную стипендию, уезжает в Стэнфорд на программу PhD.

 

Яна Коротова, 11 класс, Физико-технический лицей, г. Якутск

В ЛЭШ я приехала второй раз — мне очень нравится экономика, хочу ее профессионально изучать. ЛЭШ помогает готовиться к олимпиадам — в прошлом году стала призером на олимпиадах «Высшая проба» и «Сибириада», а теперь надеюсь взять хотя бы призовое место на заключительном этапе Всероса.

Лекции о мирокоэкономике и об особенностях работы фирмы нам второй год читает Алексей Суздальцев — в прошлом году кое-что не поняла, запоминала материал механически, а в этом году удалось вникнуть во все, что он рассказывал, много задач решила на тему работы фирмы. Занятия по макроэкономике вел Александр Челеховский — вот здесь сразу было все понятно, хотя информации много и она развернутая, тоже сразу ее применяла при решении задач. В этом году дисциплина в ЛЭШ стала строже: раньше мы могли допоздна «мучить» ассистентов, сдавая задачи, а в этом году разбор прекращался после 21.00, потому что приходил Данил Федоровых и говорил, что столько учиться нельзя.

ЛЭШ мне нравится тем, что мы каждый день получаем новые знания — записываем лекции, решаем задачи. Здесь я вижу уровень других ребят, у кого-то он выше моего, но я понимаю, что этого уровня можно достичь и даже превзойти. Надо, прежде всего, много заниматься самостоятельно.

У нас в Якутии олимпиадная экономика развита не очень хорошо — в своем лицее я даже сама иногда выступаю в роли преподавателя. В будущем хочу работать в университете, заниматься наукой и готовить школьников к олимпиадам. Если удастся поступить в Вышку, хотелось бы приезжать ассистентом на летние школы.

 

Егор Кузеняткин, 11 класс, г. Уральск (Казахстан)

О ЛЭШ я узнал случайно — в поезде, когда возвращался домой с республиканского этапа олимпиады Казахстана по экономике. Одиннадцатиклассник, который ехал с нами в вагоне, сказал, что в России проводится такая летняя школа, но он там не может участвовать из-за возраста (последний шанс — летом после окончания 10-го класса) и посоветовал нам обязательно туда попасть. Мы сразу зашли в интернет, поняли, что школа отличная, проводится в хорошем месте. Потом я рассказал о ней родителям, они одобрили, тем более что в тот момент я еще не определился с профессией.

Оставил на сайте заявку, прошел конкурс — и вот теперь я здесь! Меня записали в отряд, который занимается по профориентационной программе. Думаю, это связано с пунктом анкеты, где я писал, что еще не определился с будущим направлением подготовки, к тому же у меня пока нет опыта участия в российских олимпиадах по экономике, а там задания отличаются: в Казахстане делается упор на теорию, в России — на решение задач с использованием математики.

У нас большой отряд — 45 человек, мы живем в номерах по четыре человека, но я, пожалуй, помню, как зовут каждого. Все, кто сюда попал, еще не решили точно, чем будут заниматься, хотя рассматривают экономику как один из вариантов. И выбрать будущее направление учебы, определиться с профессией для меня стало главной задачей.

За две недели в ЛЭШ было интересно погрузиться в мир экономики, пообщаться с разными людьми, пожить в этой атмосфере. Но мы занимались не только экономикой. Мне особенно понравились лекции по социологии, которые читал Максим Маркин, — настолько, что я сам захотел стать социологом, хотя раньше думал больше о маркетинге и рекламе. Так что не исключено, что в следующем году буду поступать в вуз на социологию. Хотелось бы, конечно, учиться в России.

 

Зульфия Рахимова, 11 класс, г. Караганда (Казахстан)

Моя мама работает учителем экономики, так что экономикой я увлекаюсь с пятого класса. С шестого класса участвую в «Высшей пробе» (задачи решала за девятый класс), с седьмого — в «Сибириаде». Еще участвую в Международной олимпиаде молодежи, которую проводит ВШЭ для соотечественников за рубежом, но там нет экономики, так что выбираю другие предметы, и, надеюсь, по ее итогам будет возможность поступить в Вышку по квоте для иностранных абитуриентов. Я человек разносторонний — с разных олимпиад привозила дипломы победителя и призера, но это не повод останавливаться.

ЛЭШ мне интересна, прежде всего, тем, что дает уникальный опыт общения с ровесниками, которые участвуют и побеждают на Всеросе. Конечно, это и опыт общения с преподавателями — в формате университетских лекций, а не привычных для школьника уроков. ЛЭШ невозможно себе представить без ассистентов — с ними мы говорим не только об экономике и о решении задач, но и о том, как они учатся в Вышке, что им нравится, а что нет. Ассистенты учатся на разных образовательных программах, так что можно узнать плюсы и минусы. Хотелось бы, конечно, поступить на «совбак», потому что большой выбор курсов, выпускники едут учиться в Европу и Америку.

Мой любимый учебный ассистент — Надя Котова, она добрая, отзывчивая, всегда готова помочь, будет с тобой сидеть до тех пор, пока не поймешь. Приятно, что ассистенты видят смысл своей работы не в том, чтобы просто проверить задачи, а все нам объяснить, научить их решать. Из преподавателей больше всего понравился Александр Челеховский, и, кажется, это не только мое мнение. Он настоящий учитель, понятно излагает, объясняет, на чем сфокусировать внимание, и материал воспринимается очень легко.

 

Михаил Малютин, 11 класс, лицей № 20, г. Междуреченск (Кемеровская область)

Я живу в небольшом сибирском городке, и ЛЭШ для меня — это возможность подготовиться к различным олимпиадам и потом поступить в какой-нибудь ведущий вуз — например, в ВШЭ или МГУ. Олимпиадной экономикой я начал заниматься только в десятом классе, прошел на региональный этап Всероса, что для начала тоже неплохо.

ЛЭШ — это, конечно, замечательные преподаватели, ассистенты и вожатые. Но знакомство со школьниками, которые сюда приехали, для меня не менее важно, — это в некотором смысле будущая экономическая элита страны. У нас была не только совместная учеба, но и всевозможные развлекательные мероприятия — например, интеллектуальное казино, где нужно было не только самому отвечать на разные вопросы, но и предугадывать, правильно ли ответят на них другие команды.

Интересную игру под названием «Финансовые пирамиды: невыученные уроки» для нас провел Максим Маркин — о том, как не вестись на уловки мошенников и не вкладывать деньги в сомнительные проекты. В начале игры каждый участник получил 5 тысяч условных денежных единиц, и нам предлагалось вкладывать деньги в билеты, курс которых рос каждые десять минут. Главное в этой игре — вовремя понять смысл работы пирамиды и успеть выйти из игры. Так что кто-то из участников успел получить прибыль, кто-то остался при своих, а кто-то потерял деньги — так, собственно, и происходило в 1990-х годах в реальности, когда финансовые пирамиды создавались в России.

 

Юлия Сухарева, 11 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва

О ЛЭШ я узнала из раздела «Летние школы» на портале ВШЭ. Экономика мне нравится, но ее я изучала самостоятельно и неглубоко — в лицее специализируюсь на теме бизнеса, мы часто бываем на предприятиях, смотрим, как они работают. А на олимпиадах я становилась лауреатом по другим предметам.

Самое важное, что есть в ЛЭШ, — нереальная концентрация умных ребят, которые знают, чего хотят в жизни, здесь легко найти единомышленников. На занятиях лектора слушают абсолютно все — никто не «сидит» в телефонах, не отвлекается, у всех огромный интерес. Надеюсь, со многими мы еще увидимся на олимпиадах по экономике.

Преподаватели здесь замечательные. Из мастер-классов мне очень понравился цикл лекций по нейроэкономике Василия Ключарева — не думала, что такое бывает. Например, он рассказывал, как хирургам давали картину легких, где посередине была нарисована маленькая черная горилла, и спрашивали их, что в легких не так. 80% опрошенных говорили, что все хорошо, и только 20% видели гориллу. Это значит, что человек концентрирует внимание на том, на чем хочет концентрировать, что ему интересно, а остальное просто не замечает.

За две недели я неплохо подтянулась, буду теперь заниматься экономикой весь 11-й класс и, может быть, удастся победить на какой-нибудь олимпиаде. Поступать хочу в Вышку на «Бизнес и менеджмент», как вариант — «Логистика», «Экономика и статистика» или «Мировая экономика». С Вышкой я знакома с 8-го класса — ходила в «Эрудит» и на ФДП, сейчас в лицее, и надеюсь, на этом наше знакомство не закончится.

Подробнее о Летней экономической школе

Фото Ольги Добровидовой

* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.