Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ
Несколько разновидностей информатики, совместные проекты со студентами и выпускниками Вышки, факультетские дни в четырех подразделениях университета — это и многое другое ждет тех, кто поступит в 10-й класс на направление подготовки «Математика, информатика и инженерия» Лицея ВШЭ. Документы принимаются до 15 марта, набрать планируется 125 человек.
Есть такая педагогическая шутка, что в математические классы идут те, кто хорошо решает задачки, а в гуманитарные — те, кто не очень. И хотя Лицей ВШЭ — в некотором смысле исключение (при поступлении на любое направление обязателен экзамен по математике), ученики, выбравшие направление «Математика, информатика и инженерия» (сокращенно — МИИ) уверены, что они решают задачки лучше остальных. И если здесь им все же может составить конкуренцию направление «Экономика и математика», то в части написания компьютерных программ и проведения физических экспериментов равных им в лицее точно нет.
4 факультета, 8 программ
Поскольку МИИ — направление многопрофильное, его ключевые партнеры в Вышке — 4 факультета: математики, компьютерных наук, Школа бизнес-информатики и МИЭМ. В учебном процессе участвуют преподаватели 8 бакалаврских программ, полный перечень которых можно найти здесь.
С ноября первого года обучения по декабрь второго года обучения, строго по четвергам, лицеисты ездят в Вышку на «факультетские дни». Когда-то это были скорее дни открытых дверей, а теперь — серьезные учебные курсы, согласованные с лицейской программой.
Распределение 10-классников по факультетам происходит в начале учебного года — в лицее этот процесс называют «каруселью». Лицеисты ездят по факультетам, знакомятся с преподавателями и определяют, что им ближе. А потом нужно выдержать конкурс на выбранный факультет.
«Самый маленький и самый требовательный — факультет математики, он берет не более 10 человек в год, и чтобы туда попасть, нужно на экзамене решить олимпиадные задачи, — рассказывает руководитель направления МИИ Ростислав Яворский. — Самый большой из факультетов — МИЭМ, и, может быть, поэтому в части вступительных требований он самый лояльный».
Впрочем, это не одномерная картина. При распределении по факультетам был случай, когда лицеиста были готовы взять на факультет математики, а он предпочел МИЭМ.
Три в одном
В названии направления МИИ — три дисциплины, причем третья, инженерия, появилась только в этом году. Сейчас из трех 10-х классов два специализируются на математике и информатике, один — на математике и физике. Такое деление сложилось спонтанно, и это выбор учеников. И, разумеется, у каждого ученика — еще и другие предпочтения, которые учитываются при формировании индивидуальной траектории.
Математика на МИИ очень серьезная, но все-таки чуть проще, чем например, в 57-й школе.
«Специализированные математические школы или классы обычно берут детей с 7-го или, в крайнем случае, с 8-го класса, — объясняет это Ростислав Яворский. — И когда Лицей ВШЭ объявляет набор в 10-й класс, те, кто обладает уникальными математическими способностями и добивается результатов именно в математике, уже «пристроены». В лицей они придут, только если захотят сменить профиль. Так что наше направление пока не стремится конкурировать с традиционными математическими школами. Но такие школы в Москве можно пересчитать по пальцам, и, если не брать их в расчет, планка у нас очень высокая».
С информатикой ситуация другая.
«Мы преподаем самую разнообразную информатику на максимально высоком уровне — олимпиадное программирование, прикладное программирование (сайты, компьютерные игры), робототехнику, — говорит Ростислав Яворский. — У преподавателей есть специализация — один ведет веб-программирование, другой специализируется на решении задач в формате ЕГЭ, третий преподает прикладные инструменты MS Office, которые далеко не так тривиальны, как кажутся».
По всем профильным дисциплинам в лицее подобраны сильные команды преподавателей, плюс еще факультетские дни, где и математика, и информатика, и в случае с МИЭМ — физика, тоже представлены.
Как и в любой школе, все преподаватели в лицее разные. Кто-то не любит ставить двойки, а кто-то считает это хорошим способом мотивировать ученика. Есть преподаватели, которые учеников воспринимают как своих детей, а есть те, кто общается с лицеистами, как со взрослыми. Есть профессиональные учителя, как, например, Данил Салимов, выпускник МПГУ, он ведет информатику, а есть и вузовские преподаватели. Информатику преподает и Ирина Лесовская — заместитель декана факультета бизнеса и менеджмента (в его состав входит Школа бизнес-информатики), она привносит в лицейскую среду университетский стиль общения.
Сам Ростислав Яворский, окончив мехмат МГУ, работал в Математическом институте им. Стеклова и преподавал информатику в школе. Потом из фундаментальной математики перешел в прикладную, работал в Microsoft и в Фонде «Сколково», запускал стартапы в сфере IT. В Вышке уже 4 года — помимо лицея, преподает на факультете компьютерных наук.
Конкурентные преимущества
Общие принципы лицея, естественно, распространяются и на МИИ. Это, например, возможность поменять направление. Для лицеиста это, конечно, головная боль, нужно «догонять» и что-то сдавать, но в масштабах лицея это отлаженная технология. «От нас уходят, к нам приходят — это нормально и, на мой взгляд, полезно, потому что за одного битого двух небитых дают, каждый такой пережитый неудачный выбор затем умножает ценность человека на рынке труда», — поясняет Ростислав Яворский.
Еще отличие — Лицей ВШЭ работает по новому образовательному стандарту: «Это значит, что здесь не просто дают знания, но и делают ставку на формирование личностных качеств, навыков XXI века – того, что называют soft skills. Однажды я сказал своим ученикам, вернувшимся с урока математики, что если вы научитесь решать тригонометрические уравнения, это пригодится 1% из вас в 1% ситуаций, а если научитесь проводить переговоры, это 99% из вас пригодится в 99% ситуаций. Конечно, с моей стороны это был в значительной степени эпатаж, я не хотел обидеть коллег — преподавателей математики, но, полагаю, дети правильно меня поняли».
Ученики МИИ участвовали в вышкинском конкурсе инновационных проектов в 2016 году наравне со студентами и даже сумели выйти в финал
Особенность лицея — межпредметность, все направления переплетены между собой. Руководитель направления МИИ сидит в одном кабинете с руководителем направления «Психология», у них обоих схожий дружественный стиль общения с детьми. К одному заходят 10 человек, к другому заходят 10 человек, и они здесь же общаются друг с другом, не говоря уже о любых внеурочных активностях вплоть до дискотек. Ростислав Яворский сравнивает это со своей alma mater, мехматом МГУ — «рафинадом в рафинаде», обособленным математическим миром, где на одном этаже кафедра алгебры, на другом – геометрии, на третьем — дифференциальных уравнений, и, кроме математиков, общаться здесь не с кем.
И самое важное — что два года человек учится не просто в лицее, а в НИУ ВШЭ. Он полноправный студент, он ходит на лекции в университетские аудитории и обедает в университетских столовых. Ученики МИИ участвовали в вышкинском конкурсе инновационных проектов в 2016 году наравне со студентами и даже сумели выйти в финал. Есть пример совместного проекта ученика МИИ с выпускником Вышки, который работает в Яндексе, еще один ученик вместе со студентом третьего курса пишет бота для Telegram. Даже если человек потом поступит в МГУ, МФТИ или другой вуз, он все равно останется частью Вышки, у него сохранится круг знакомств.
«Поступая в лицей, нужно понимать: самое ценное, что вы здесь найдете, — это ваши одноклассники с близкими интересами и ценностями. На МИИ вы проведете два года с людьми, с которыми потом, возможно, проведете всю жизнь, будете вместе разрабатывать программные продукты, запускать стартапы и создавать компании», — уверен Ростислав Яворский.
Как поступить?
В этом году при поступлении в лицей на любое направление сначала нужно сдать три экзамена — русский язык, математику и иностранный язык, причем по каждому предмету нужно набрать не менее половины возможных баллов. А затем на МИИ нужно сдать один из трех экзаменов по выбору — физику, математику или информатику. В каком из них абитуриент особенно силен, тот и стоит выбрать. Но в дальнейшем на распределение по группам и формирование индивидуального учебного плана выбор экзамена никак не скажется.
Ростислав Яворский подчеркивает, что нагрузка на МИИ велика, хотя это особенность лицея в целом: «Бывает, что невозможно найти время в расписании, даже чтобы пообщаться с человеком из бизнеса, вот недавно в субботу мне пришлось отказать знакомой, специалисту по маркетингу в ИТ, которая была готова рассказать о своей работе, но не оказалось свободной пары. Мы предупреждаем, что учиться в лицее тяжело, и стоит заранее решить, готовы вы к этому или нет».
На МИИ ждут тех, кто хочет здесь учиться. Школьники, которые сюда приходят, руководствуются разными мотивами — подтянуть математику, освоить информатику, узнать побольше о Вышке и подготовиться к поступлению, немного понять экономику, которую здесь тоже преподают. Иногда возникают неожиданные сочетания — человек выбирает класс информатики, на факультетский день ездит на факультет математики, а поступать собирается на программу «Бизнес-информатика». А другой идет в физматкласс, на факультетский день ездит в МИЭМ, потому что там рассказывают про роботов, а поступать собирается куда-то еще. Лицеисты, выбравшие МИИ, — личности многогранные.
Индивидуальные проекты
Обязательный элемент учебного плана лицея — индивидуальный проект. Каждый лицеист работает над проектом (научным исследованием) в течение полутора лет и защищает его перед комиссией. О своих проектах рассказали 11-классники МИИ.
Мария Курышева
Мой проект посвящен генерации паролей на основе обработки персональных данных. Итог проекта — сайт «Как сделать классный пароль?». Многие пользователи не заботятся о том, чтобы сделать сложный пароль, в результате их легко вычислить. Самый надежный способ защиты — случайно сгенерированные пароли, однако их сложно запомнить. Поэтому мой сайт поможет составить пароль, связанный с некой информацией о пользователе, то есть легко запоминаемый, но одновременно очень надежный. Там есть также викторина и советы по хранению паролей.
Идея сделать такой сайт принадлежит мне, а моим научным руководителем был Александр Владимирович Сорокин — завкафедрой компьютерной безопасности МИЭМ, еще мне помогал Ростислав Эдуардович Яворский. На защите я получила 30 баллов из 30 возможных. Вообще мне интересна сфера компьютерной безопасности, и я хотела бы учиться в МИЭМ на программе «Компьютерная безопасность».
Реджеп Гарабаев
Мой индивидуальный проект — это сайт, помогающий изучить китайский язык с нуля. Картинки, иероглифы, транскрипция, звук, перевод, проверка знаний. Китайский язык я не знаю, хотя очень хочу его изучить, но для создания такого сайта это необязательно, достаточно уметь программировать.
У меня все получалось, но незадолго до защиты случился казус — сервер, где хранился сайт, «сгорел», и мне пришлось все переделывать в последние дни. Теперь понимаю, что нужно было хранить его онлайн, но раньше об этом не подумал. Поскольку времени не хватило, полноценный проект на защите представить не удалось, поэтому набрал только 16 баллов, это четверка.
Но проект я все равно буду дорабатывать — возможно, когда-нибудь удастся вывести его на рынок. Концепцию сайта я пересмотрел, и теперь хочу его ориентировать на людей, которые собираются вести бизнес в Китае. Для этого нужно не только изучать язык, но и понимать особенности психологии китайцев, на сайте можно разместить материалы и по этой теме.
Егор Матвеев
Тему проекта мне предложила наш куратор — Светлана Евгеньевна Семина. Нужно было создать сайт, посвященный проектной деятельности лицеистов. Первоначально я хотел провести исследование о влиянии информационных технологий на образование лицеистов, но проект мне показался интереснее. Тем более что результатами моего труда тут же будут пользоваться и ученики, и учителя. Ростислав Эдуардович посоветовал, какую платформу выбрать, я создал там сайт, выбрал дизайн, и учителя стали регулярно присылать мне информацию, которую нужно было там размещать.
Это был опыт скорее не программирования (я сам не писал код, а пользовался шаблонной программой), а администрирования. Уже на защите меня спросили, есть ли на сайте фотоальбом, где можно было бы посмотреть, как лицеисты защищают проекты. Это хорошая идея — фотографии обязательно размещу. Я уже нашел десятиклассника, который будет вести этот сайт после того, как я окончу лицей, и теперь мне предстоит его обучить.
Читайте о других направлениях в лицее:
Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»
Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии
Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»
Лесовская Ирина Николаевна
Заместитель декана факультета бизнес-информатики
Салимов Данил Ринатович
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Семина Светлана Евгеньевна
Преподаватель Лицея НИУ ВШЭ
Сорокин Александр Владимирович
Заместитель заведующего кафедрой компьютерной безопасности
Яворский Ростислав Эдуардович
Доцент Департамента анализа данных и искусственного интеллекта
Вам также может быть интересно:
«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию
Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.
«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»
В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.
«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ
В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».
От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей
Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.
«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»
1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»
В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.
Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию
21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.
«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»
В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.
Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям
Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.