Наука проверять: почему фактчекинг становится обязательным элементом жизни
Центр медиа-практик ИКМ НИУ ВШЭ запускает программу повышения квалификации «Новые технологии фактчекинга для защиты внутренних и внешних коммуникаций от фейк-ньюс». Рассказываем о том, зачем современному человеку нужно уметь работать с информацией, оценивать источники информации и их надежность.
Карантин привел к массовому переезду людей в виртуальное пространство и, что абсолютно естественно, к росту потребления информации. Размер аудитории вырос и у телевидения, и у периодических изданий, и у новых СМИ. Так, по данным Liveinternet рост аудитории сайта РБК.ru в марте 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. составил 155%, практически такой же рост и у Kommersant.ru – 156%, а у Vedomosti.ru – и вовсе 216%.
Эксперты сервиса «Амплифер» зафиксировали аналогичный взрывной рост активности в популярных соцсетях. В Facebook число просмотров публикаций в среднем выросло на 45,2%, во «ВКонтакте» – на 75,6%, в «Одноклассниках» – на 53,7%. Выросло и количество постов (к примеру, в Instagram рост на 57,3%), и число подписчиков.
Логично, что тема пандемии и ее последствий вытеснила все прочие информационные поводы. Например, по данным Системы комплексного анализа новостей «СКАН-Интерфакс», количество новостей о Сирии снизилось с февраля по апрель более чем в 6 раз. Восприятие «пандемических новостей» и реакция на них показали: люди, не имеющие навыков повседневной работы с информацией, оказались не готовы и к новым реалиям, и к их возможным последствиям.
Почему опасно стать медиа поневоле
Развитие технологий, широкое распространение интернета, появление смартфонов и социальных сетей создали условия, при которых каждый человек при желании может стать медиа с значительной аудиторией. Но возможности современного человека по получению, производству и распространению информации зачастую значительно превосходят его соответствующие навыки. Люди стали превращаться в медиа, не представляя ни правил, по которым они функционируют, ни возможную ответственность за нарушение этих правил. Пандемия обозначила эту тенденцию еще более отчетливо.
Работа с значительно выросшим объемом информации оказалась не по силам большей части ее потребителей. Причина – отсутствие практических навыков верификации, сертификации и проверки информации, так или иначе накопленные классическими СМИ. Периодически возникающая паника на потребительском рынке (от скупки гречки до ажиотажа с имбирем), конспирологические версии относительно происхождения пандемии и ее «интересантов», слухи о вводе войск в столицу накануне введения карантина – только внешние проявления отказавших информационных предохранителей. Информации стало не просто больше, она стала актуальней и ближе к повседневной жизни, просто в силу своей специфики. А вот навыков работать с ней больше не стало.
Существенней, что отсутствие практических медиа-навыков и, прежде всего, умение проводить самый простой фактчекинг все меньше связано с социальным или образовательным статусом.
Согласно исследованию, проведенному Дирекцией по информационно-аналитической работе НИУ ВШЭ, более 30% опрошенных либо не верят в то, что пандемия происходит на самом деле, либо считают ее масштабы преувеличенными. Заметной частью информационного пространства стало обсуждение поголовной чипизации населения, которое якобы планирует или уже осуществляет глава Майкрософт Билл Гейтс, а также иных конспирологических версий, появившихся во время пандемии.
Причудливые объяснения действительности существовали всегда, но весной 2020 года это стало практически мейнстримом. В том числе и за счет поддержки такого рода дискуссии лидерами общественного мнения, имеющими доступ к самым различным медийным площадкам.
Конспирология и мифология не могут ограничиться какой-то одной сферой, распространение такого взгляда на мир неизбежно затронет все области жизни – от бизнеса до культуры. В начале 21 века прихожане РПЦ довольно широко обсуждали и активно протестовали против введения Индивидуального налогового номера (ИНН). Сегодня аналогичные протесты звучат по поводу введения пропусков с QR-кодами. И имеют гораздо большую поддержку. Неумение проверять информацию приводит к неаккуратному ее производству и распространению.
Самый простой и наглядный пример – административные и уголовные наказания за распространения «фейк-ньюс». Соответствующие положения появились в законодательстве несколько лет назад, под пандемию их только ужесточили. Однако в предыдущие годы можно было говорить о том, что санкции касаются информации, имеющей политическую, идеологическую или даже экстремистскую составляющую. По крайней мере, этими доводами правоохранительные органы мотивировали свою активность в интернете.
Весной 2020 года Госдума существенно расширила круг людей, попавших под соответствующие санкции. Внимание правоохранительных органов стали привлекать люди, которые и не собирались распространять информацию, и, как правило, не занимались этим в обычном значении этого слова. Они просто делились новостями, которые им показались важными, с помощью привычных коммуникационных инструментов: закрытых групп в социальных сетях. Сведения касались бытовых и медицинских тем, вопросов повседневной жизни, отражали беспокойство и страх граждан перед лицом небывалой ранее опасности.
Однако имевшиеся технологические возможности и пандемический интерес к информации превратили обычные коммуникации в полноценные медиа. Информация распространялась лавинообразно и банальный пересказ разговора в маршрутке превращался в новость с огромной аудиторией.
Судя по реакции граждан на административные и уголовные санкции, готовы они к такому развитию событий не были. Прежде всего потому, что не осознавали свои возможности в сфере медиа и не понимали, какую ответственность они могут понести. Пострадать от неаккуратного обращения с информацией может каждый, такие случаи могут затрагивать все слои общества и все сферы жизни. Понимания этого пока еще в полном объеме нет.
Довольно просто представить, как у ведущего специалиста вполне успешного предприятия возникают проблемы с правоохранительными органами из-за того, что он поделился неким слухом в закрытом, пусть даже не рабочем, чате. И в тот же день другой сотрудник, отвечающий за социальные сети, решает продвинуть предприятие с помощью, казалось бы, удачной шутки, которая вызывает грандиозный скандал в тех же социальных сетях. Эти события наносят предприятию значительный ущерб, который измеряется не только в деньгах.
Мир живет по новым информационным правилам и не учитывать их невозможно. Тем более при активной жизненной и профессиональной позиции. Даже если сфера профессиональных интересов и не связана напрямую с медиа-средой – получение практических медиа-навыков необходимо. Современный человек – медиа-человек. Современный профессионал – профессионал и в медиа-сфере.
Как получить практические медианавыки
Получение практических медианавыков, на наш взгляд, должно начинаться с осознания информационных возможностей, которыми располагает современный человек, и того, что представляют из себя сегодня массовые коммуникации. В частности, оценить трансформацию классических медиа, их поиск нового формата взаимодействия с аудиторией, роль «новых медиа». Необходимо изучить юридические аспекты пребывания в медиа-поле и следить за обновлениями правовой базы.
Безусловно, может встать вопрос о том, зачем получать практические навыки, если можно довериться профессионалам. Это утверждение в какой-то степени справедливо. Однако для взаимодействия со специалистами необходимо хотя бы в целом понимать, как ставить задачу. Беда, когда человек, ставящий задачу, и исполнитель говорят на разных языках. Это уж точно не способствует достижению результата.
Центр медиа-практик ИКМ НИУ ВШЭ запускает программу ДПО «Новые технологии фактчекинга для защиты внутренних и внешних коммуникаций от фейк-ньюс». При ее подготовке были учтены самые последние тенденции и технологические новинки в вопросах верификации, сертификации и проверки информации. Авторы программы уверены, что для жизни и работы во всех сферах современного общества необходимо владеть навыками оперативного фактчекинга, умением оперативно отсекать токсичную информацию и создавать персональные и коллективные фильтры для защиты личных и корпоративных коммуникаций.
Основой практических медиа-навыков является фактчекинг. Мы убеждены, что умение работать с информацией является обязательным элементом деловой и повседневной жизни современного человека. Столь же необходимо научится оценивать источники информации и их надежность. Современный человек обязан знать, что производитель информации может довольно легко манипулировать потребителем. Поэтому никогда не будет лишним поставить под сомнение достоверность информации и перепроверить ее в нескольких источниках. И всегда будет на пользу так организовывать информационные ресурсы, чтобы ими можно было легко управлять и по мере необходимости извлекать данные. Современный человек не должен реагировать на форму подачи информации и уж тем более основывать на ней важные для себя решения.
Как это работает на практике
Например, в топе Яндекса появляется сообщение о том, что Совет Федерации готовит решение о сокращении новогодних каникул. Это решение может очень серьезно сказаться и на тех, кто готовится отдыхать, и на тех, кто намерен предоставлять услуги для этого отдыха. Однако прежде чем поддаваться эмоциям или думать, как поменять отпускные или рабочие планы, необходимо сделать следующие шаги:
♦ найти первый текст, который послужил основой для перепечаток;
♦ понять, что стало основой для новости: в данном случае инициатива одного из членов совета Федерации, по сути дела, предложение открыть дискуссию;
♦ обратить внимание на то, что, собственно, законопроекта, который должен установить сроки новогоднего отдыха, еще нет.
И только после этого делать важные для себя и своего бизнеса выводы.
Центр медиа-практик начинал работу над программой «Новые технологии фактчекинга для защиты внутренних и внешних коммуникаций от фейк-ньюс» еще до начала эпидемии коронавируса. Информационные события, связанные с пандемией, доказали актуальность выбранного направления. В частности, мы предлагаем использовать опыт классических СМИ по распознаванию «фейк-ньюс» и отсечения недостоверной и недоказанной информации.
Возьмем как пример работу редактора с информацией, которую предложил ему сотрудничающий с ним автор. Начинается она с верфикации – редактор выясняет у автора источник информации, где и от кого она получена. Далее следует сертификация – насколько этот источник надежен, насколько органично то, что именно эта информация появилась у него именно в этот момент, и почему он решил поделиться ей именно с этим автором.
Далее следует этап проверки. Прежде всего, ищется первоисточник. Если есть ссылка на документ, значит, обратиться к документу. Если на официальное заявление – к самому официальному заявлению. Изучается контекст, в котором существует поступившая информация, возможные последствия ее обнародования. Необходимо отметить, что в классических СМИ, как правило, в ряде случаев все эти этапы приходится делать в условиях жесткого цейтнота.
Этот опыт не предполагает 100% защиты от ошибок. Однако его изучение и применение позволяет в значительной степени обезопасить себя и от решений, построенных на основе недостоверной информации, и от нежелательных последствий финансового, репутационного и правового характера. На самом деле, фактчекинг, по сути, гигиеническая процедура – несколько минут в день добавляют здоровья и страхуют от больших неприятностей.