Руководители Вологодской области завершили обучение в Вышке
На торжественной церемонии, которая состоялась в НИУ ВШЭ 25 января 2021 года, дипломы об окончании программы дополнительного образования «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (МРА)» получили 11 человек. Среди них заместители губернатора Вологодской области, представители администрации и главы муниципальных районов.
Два с половиной года руководители Вологодской области приобретали новые знания и навыки на факультете социальных наук Вышки. На это время студентами университета стали управленцы разного уровня, в том числе мэр Вологды Сергей Воропанов, начальник Департамента лесного комплекса области Роман Марков, глава Тотемского муниципального района Сергей Селянин и первый заместитель губернатора, председатель Правительства Вологодской области Антон Кольцов.
Антон Кольцов, первый заместитель губернатора, председатель Правительства Вологодской области
Развитие региона невозможно без профессионально подготовленных кадров. Губернатор области поставил задачу – сформировать команду нового поколения управленцев, способных осуществлять проекты развития области, решая при этом задачи повышения качества жизни населения региона. Кроме того, федеральная повестка требует от регионов внедрения проектного подхода.
На Вологодчине действуют программы подготовки разного уровня: от новичков до опытных кадров; разной направленности: как софт скиллс, так и хард скиллс; разных уровней управления: от муниципального до регионального.
Антон Кольцов также отметил, что о качестве государственного управления сейчас многие говорят. Но особенно важно, чтобы принимались качественные оперативные решения, ведь от этих решений во многом зависит, как живут, как чувствуют себя граждане России.
По его словам, совмещать учебу в Вышке и ответственную работу было непросто: «В нашей группе собрались руководители высшего уровня, и у каждого свой огромный участок работы, который требует постоянного внимания. Тем не менее, современные информационные технологии позволяют оставаться на связи с подчиненными, проводить совещания, подписывать документы. Мы, наверное, первые, кто апробировал на себе технологию удаленной работы, и этот опыт стал весьма ценным в период пандемии».
На церемонии вручения дипломов к выпускникам и гостям НИУ ВШЭ обратился доцент факультета социальных наук Денис Стребков: «Мы хотели и пытались вам дать самые интересные курсы, самые лучшие знания, которые у нас были. Мы рады, что вам удалось подготовить замечательную выпускную работу, о которой очень высоко отзывались коллеги. Пусть эта работа вам поможет в дальнейшем развитии региона».
Надежду на то, что учеба в Вышке оказалась полезной для управленцев, выразил и заместитель проректора НИУ ВШЭ Данил Федоровых, который читал вологжанам курс экономики: «Я бы хотел, чтобы буквально каждый курс, что-то, что вы узнали, кто-то, с кем вы познакомились, были вам полезны. Это означает, что все мы поработали не зря, а вы не зря потратили свое время, чтобы нас послушать». Также он признался, что теперь следит за новостями из области: «Я ловлю себя на том, что интересуюсь Вологдой. Когда я слышу новости про ваш регион, мне хочется надеяться, что я тоже имею к этому отношение, хотя бы чуть-чуть».
В учебном треке программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению — Master of Public Administration (МРА)» нашлось место теории госуправления, муниципальному и конституционному праву, кадровым технологиям, освоению «мягких навыков» (управление конфликтами, самоменеджмент, деловой этикет, искусство публичного выступления), социальной и антикоррупционной политике, практической работе, проектному подходу и даже обсуждению опыта заграничных коллег.
«Ни один курс не был просто лекционным: шли обсуждения, каким образом те или иные элементы теории применять на практике, — рассказал академический руководитель программы, профессор, заведующий кафедрой государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ Алексей Барабашев. — Мы приезжали в Вологодскую область большим составом, в ходе стратегической сессии обсуждали проекты. Не просто “что можно сделать для региона”, а выясняли, какие есть запросы, возможности финансирования. Затем проводилась ярмарка проектов, составлялся их рейтинг, обсуждались плюсы и минусы каждого проекта, и потом принималось решение».
Кроме того, профессор отметил, что работа с такими серьезными, ответственными студентами многому научила и самих преподавателей: «Я, например, для себя четко понял, что востребовано, а что — нет. Для нас это была первая программа ДПО такого уровня: команда управленцев одного из самых продвинутых регионов страны с высоким уровнем заинтересованности и драйва».
Учеба в Вышке оказалась полезной и насыщенной, рассказал председатель Правительства Вологодской области: «Все преподаватели неформально, с душой, профессионально работали. Это глубоко погруженные в свой предмет специалисты. Особенно хотелось бы отметить Гарри Владимировича Минха, Алексея Георгиевича Барабашева. Они настоящие эксперты в своей сфере, чувствуют аудиторию, дают не информацию, а знания». Организаторы программы старались сделать так, чтобы предметы с практической направленностью преподавались практиками – лекции читали представители Минтруда, Минфина, Минэка, Администрации президента. В результате обучения на программе ее выпускники при консультативной поддержке специалистов НИУ ВШЭ разработали конкретные практические подходы к внедрению проектного управления, большинство из которых на сегодняшний день имеют статус действующих документов, реализованных решений. Как говорит Антон Кольцов, большой плюс программы обучения состоял в том, что она являлась в первую очередь практико-ориентированной: «Приведу пример: в рамках курса по автоматизации Вышка организовала выезд в Московский центр управления регионом. Этот опыт был учтен, и 5 ноября в Вологодской области открылся первый в СЗФО Центр информации и аналитики региона».
Коллегам из других регионов, которые планируют обучение на аналогичных программах НИУ ВШЭ, Антон Кольцов посоветовал в первую очередь понять, зачем нужна такая учеба: «Перед нами стояла задача формирования новых подходов к проектному управлению и подготовки лидеров изменений. Вышку в контексте цели можно сравнить с библиотекой, в которой есть книги на любую тематику. В зависимости от выбранной тематики организаторы от Высшей школы экономики могут организовать экспертную поддержку со стороны ведущих специалистов страны. Этим нужно пользоваться».