«Мы стали свидетелями образовательной революции, которая выходит за рамки университетов»
В динамично меняющемся мире на высококонкурентных рынках труда высшее образование обладает особой ценностью. При этом работодателям важен не просто диплом, а качество и актуальность полученных знаний. Онлайн сегодня стал «новой нормальностью» в образовании, необходимым минимумом. Об этом говорили эксперты в ходе дискуссии в рамках международной научной конференции eSTARS 2021, организованной НИУ ВШЭ в партнерстве с Coursera.
Джефф Маджионкальда
В панельной дискуссии «Глобальная трансформация и изменяющийся характер образования в условиях цифровизации» участвовали: CEO Coursera Джефф Маджионкальда, научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. Модератор мероприятия — заместитель декана по цифровому образованию Университета Колорадо в Боулдере Уильям Кускин подчеркнул, что участники дискуссии — визионеры, имеющие признанный на международном уровне опыт трансформации образовательных систем.
Практичная «цифра»
По мнению профессора Кускина, пандемия стала мощным драйвером фундаментальных изменений на рынке образования, она сформулировала социальный запрос вузам на интеграцию «цифры» в процесс обучения. В поддержку этой идеи Джефф Маджионкальда отметил: «Интенсивное развитие технологий, процессы глобализации, изменение ландшафта рынка труда заставили мир адаптироваться к новой цифровой реальности. Онлайн-обучение предоставляет максимально широкий диапазон образовательного контента, демонстрирует высокую гибкость и беспрецедентную доступность для слушателей во всем мире».
Уильям Кускин
По наблюдениям главы Coursera, дистанционное обучение изменило формат коммуникации с преподавателем: университетские аудитории постепенно переходят в онлайн. Большой акцент делается на эмпирике и цифровых лабораториях, которые благодаря поддержке лидеров индустрий позволяют максимально эффективно нарастить экспертизу в предметной области и найти перспективную работу. При этом в динамично меняющемся мире на высококонкурентных рынках труда высшее образование обладает особой ценностью: работодателям важен не просто диплом соискателя, но в первую очередь качество и актуальность полученных знаний. Онлайн-технологии активно используют не только студенты и специалисты с целью повышения квалификации, но также бизнес-сообщества и правительства для развития компетенций сотрудников, с одной стороны, и формирования рабочих мест в цифровой среде — с другой.
Контактный онлайн
Ярослав Кузьминов отметил феномен «новой нормальности» в образовании: онлайн становится не инновацией взамен старым технологиям, а необходимым минимумом. К этому минимуму будут добавляться более продвинутые элементы: искусственный интеллект, тренажеры, сервисы.
Мы стали свидетелями образовательной революции, которая выходит за рамки университетов и в значительной степени затрагивает школу. Уровень развития технологий, объединение их с аналитическими рекомендательными и прогностическими возможностями больших данных персонализируют онлайн-обучение
Среди ключевых проблем образования, начиная с принятой в XVII веке концепции массового обучения Яна Амоса Коменского в противовес индивидуальному подходу в платоновской академии, Ярослав Кузьминов назвал обеспечение обратной связи в потоке. По его мнению, любая группа, класс, аудитория делятся на успешно осваивающих и отстающих, тех, кто попадает в резонанс с лектором, учителем, и тех, кто выпадает из контекста.
Ярослав Кузьминов
«Главная проблема этапа образования, из которого мы сейчас выходим с помощью онлайн-технологий, — отбраковка большого числа учеников и студентов. У преподавателя нет физической возможности наладить обратную связь с разнородной аудиторией. Цифровые инструменты позволяют сделать эту связь гораздо более гарантированной и уверенной. Качественный университет должен обеспечить неформализованный, эффективный и прямой контакт профессора со студентом и группой. У университетов как хабов интеллектуального общения и развития в этом плане блестящее будущее», — отметил научный руководитель НИУ ВШЭ.
Во время пандемии студенты Вышки осознали, что кампус — это не стены, а то, что происходит внутри университета. С помощью технологий вуз может быть масштабирован на любую географию с обеспечением единых стандартов культуры преподавания, взаимного интереса. В пандемию в Высшей школе экономики стало работать более сотни лидеров мирового академического сообщества, профессоров ведущих университетов, которые, согласно внутреннему исследованию НИУ ВШЭ, обеспечили более высокую вовлеченность студентов в образовательный процесс, чем средний сотрудник кампусной Вышки. Таким образом, социальное взаимодействие не вытесняется онлайном, а, напротив, усиливается им.
От продукта к человеку
Владимир Мау сравнил силу влияния пандемии на общество с последующей резкой цифровой трансформацией образовательных систем с военными действиями. Если Первая мировая война привела к стремительному росту государственного регулирования в экономике, то дистант стал новым институциональным решением в период эпидемии COVID-19, спровоцировавшей изменения в структуре рынков и породившей экзистенциальные риски.
Владимир Мау
Четыре волны социологических исследований РАНХиГС на тему адаптации студентов и преподавателей к дистанционному обучению показали два естественных и противоречивых тренда: идет последовательное принятие дистанта, большинством преподавателей он воспринимается как удобный, допустимый и эффективный инструмент, и одновременно растет пессимизм относительно влияния онлайна на высшее образование.
Среди проблем онлайна Владимир Мау назвал не всегда адекватную социальную адаптацию, неготовность определенной аудитории воспринимать новые технологии, а также этический момент использования «цифры» во благо. Ответственность за то, станет ли она «мирным атомом», лежит не только на поставщиках контента, но и на его потребителях.
По мнению ректора РАНХиГС, технологии лишь обслуживают образование, а не управляют им.
Фундаментальный сдвиг, о котором мы сейчас говорим, — это переход во всех сферах жизни от продуктоцентричности к человекоцентричности
При этом рост индивидуализации и многообразие онлайн-продуктов обостряют персональную ответственность студента: теперь не преподаватель, а он сам выбирает, чему, как долго и как учиться. Искусственный интеллект, который сегодня помогает в выборе траекторий обучения, не всегда является корректным инструментом для определения образовательной стратегии.
По словам Владимира Мау, онлайн способствует развитию концепции life long learning: «Нормальный университет сегодня перестал быть исключительно источником высшего образования, это место, где можно учиться всю жизнь. На различных этапах профессиональной деятельности должны использоваться разные формы дистанта. Из 250 тысяч студентов нашей академии пятая часть — дипломированные эксперты в середине карьеры».
Запрос взрослой аудитории на качественное и практико-ориентированное онлайн-образование без отрыва от рабочего места обостряет не только внутриотраслевую конкуренцию между университетами, но и межотраслевую. Вузы как поставщики цифрового контента сегодня конкурируют с технологическими компаниями и лидерами EdTech. «Образование все более становится инвестицией в будущее, поэтому на данный рынок приходят абсолютно все», — отметил Владимир Мау.
По мнению Джеффа Маджионкальды, синергия академического сообщества, обмен экспертным опытом и лучшими практиками обучения, выход вузов за стены альма-матер, коллаборация университетов с технологическими компаниями, инновационными бизнесами способствуют качественной трансформации образовательных систем.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
На конференции eSTARS 2021 обсудили тренды развития рынка онлайн-образования
Лидеры российских и глобальных EdTech-компаний обсудили эволюцию индустрии, объяснили, почему на платформах все большим спросом пользуются нецифровые профессии, а также рассказали, как построить онлайн с человеческим лицом. Панельная дискуссия «Тренды развития рынка онлайн-образования» прошла в рамках международной конференции eSTARS 2021, организованной НИУ ВШЭ и Coursera.
Новая образовательная революция: на eSTARS 2021 обсудили тренды развития онлайн-обучения в России и в мире
Международная онлайн-конференция eSTARS 2021, организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera, состоялась в четвертый раз. В ней приняли участие более 1,3 тыс. человек из порядка 50 стран мира, в том числе организаторы образования, академические лидеры, представители ведущих EdTech-компаний. Было представлено около 100 исследовательских докладов.
До старта международной научной конференции eSTARS 2021 осталось семь дней
1–2 декабря 2021 года состоится международная онлайн-конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit (eSTARS 2021), организованная НИУ ВШЭ в партнерстве с глобальной образовательной платформой Coursera. На площадке eSTARS будут затронуты актуальные вопросы, которые сегодня стоят перед университетами в связи с ростом взаимного влияния цифровых технологий, экономики и образования.
До 15 ноября принимаются заявки спикеров на участие в конференции eSTARS 2021
1 и 2 декабря Высшая школа экономики и Coursera собирают ведущих мировых исследователей и практиков, руководителей образования, лидеров технологий и представителей бизнес-сообщества на IVМеждународной научной конференции eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021. Заглавная тема eSTARS 2021— «Цифровая трансформация: глобальные вызовы системе образования».