Психология и социальный фактор потребления алкоголя: в Вышке прошел очередной семинар «Социология рынков»
Сотрудники Лаборатории исследований рынка труда представили в НИУ ВШЭ доклад «Влияние некогнитивных характеристик на потребление алкоголя». Они рассказали, как разные черты характера оказывают влияние на степень зависимости от спиртных напитков.
Семинар «Социология рынков» — постоянное мероприятие, которое проводит Лаборатория экономико-социологических исследований (ЛЭСИ НИУ ВШЭ). В разное время его участники дискутировали о новых моделях потребления продуктов питания, дорожных войнах, социальном капитале россиян, онлайн-рынке труда для дизайнеров-фрилансеров и т.д. В этот раз семинар, состоявшийся в середине октября, посвятили докладу, выявляющему взаимосвязь между некогнитивными характеристиками личности и потреблением алкоголя. Его авторы — доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ Яна Рощина, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Ксения Рожкова и проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией исследований рынка труда Сергей Рощин. Как отметила Ксения Рожкова, тема доклада особенно интересна для изучения в российском контексте.
«Во-первых, наша страна известна высоким уровнем потребления алкоголя. Да, этот уровень снижается, и молодежь потребляет меньше спиртного, но тем не менее случаи злоупотребления алкогольными напитками по-прежнему распространены среди мужчин и женщин. Во-вторых, в России достаточно распространена проблема семейного алкоголизма: передача по наследству от родителей детям проблем, ассоциированных с употреблением алкоголя», — объяснила Ксения Рожкова. По ее словам, некогнитивные факторы, поскольку они частично предопределены генетически, частично формируются в результате первичной социализации человека, могут служить некоторым механизмом, который связывает потребление алкоголя родителями и детьми. «Поэтому эти факторы приобретают интерес для образовательной политики», — резюмировала Ксения Рожкова.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, доцент Департамента прикладной экономики, заведующий Лабораторией исследований рынка труда
Вся история про исследование экономистами некогнитивных навыков, в основном, связана с неудовлетворенностью политикой, направленной на повышение человеческого капитала, таким образом изменения социального поведения и социальных позиций. Мы 60 лет живем в парадигме человеческого капитала, поэтому много в разных странах, в том числе в США, инвестировали в образование, но что-то не получилось. И Джеймс Хекман поднял этот вопрос: инвестиции в образование еще не решают проблемы, потому что есть еще характеристики людей, которые связаны с ранней социализацией или являются биологическим источником. И это проблема не только США, но и России. То есть проблема в том, что на ранних стадиях социализации не формируются навыки, связанные с коммуникацией, усидчивостью и т.д. Вопрос о том, что делать, как выстраивать соответствующую политику и на что влиять, потому что иначе огромные инвестиции в человеческий капитал (образование) не дают ожидаемого результата. Так возникла тема доклада.
Авторы рассказали, как в экономический анализ пришло изучение некогнитивных факторов на социально-экономическую сферу жизни, и проанализировали взаимосвязь между ними и употреблением алкоголя.
Как отмечается в докладе, в психологической литературе достаточно большой опыт исследований между „большой пятеркой“ (добросовестность, экстраверсия, невротизм, открытость к опыту и дружелюбие) и потреблением алкоголя. «Наиболее важная характеристика „добросовестность“ — следование социальной норме, трудолюбие, здоровые привычки — отрицательно связана с потреблением алкоголя, — говорят авторы исследования. — Экстраверсия положительно связана с потреблением алкоголя, так как для очень общительных людей алкоголь — это элемент коммуникации. Для невротиков спиртные напитки выступают поиском решения проблем, а вот открытость к опыту несильно влияет на употребление».
Результаты исследования, проведенного учеными НИУ ВШЭ, в целом, доказали теоретические данные.
Мы видим положительную связь отказа от алкоголя с добросовестностью, отрицательную с экстраверсией (это достаточно предсказуемый результат). Что касается объемов потребления: положительная связь объемов алкоголя с более высоким уровнем невротизма (эффект сильнее для женщин, чем для мужчин) и для мужчин — отрицательная связь с открытостью
После выступления докладчиков своими замечаниями поделились дискуссанты семинара: первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев и Валерия Кондратенко, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ.
Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий ЛЭСИ
Психологические черты личности влияют не сами по себе, а через социальные факторы. Почему влияет добросовестность? Потому что она означает следование социальным нормам. Почему влияет экстравертность? Потому что экстраверты склонны тусить, а тусовки сопряжены пока с употреблением алкоголя. Или невротизм — это в определенной мере отношение к тебе других людей. То есть они влияют не сами по себе, а через социальные истории. Именно так это можно объяснить.