Трудный ребенок в школе: как совместить его права с интересами других учеников
Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. Необходимо разобраться в причинах девиантного поведения некоторых подростков и понять, какими должны быть профилактические меры, поскольку карательные санкции не помогут. Об этом эксперты говорили в ходе заседания прошедшего в Вышке круглого стола «Реализация права на образование для обучающихся, имеющих проблемы с дисциплиной, и других участников школьного сообщества: правовые и организационные проблемы».
В России нет реальных инструментов исполнения нормы закона «Об образовании», требующей от школьников соблюдать честь и достоинство других учеников и педагогов, нет и юридической ответственности за ее нарушение, констатировали эксперты. Ученики, окружающие детей с проблемами в поведении, их родители и педагоги, работающие со сложными классами, остаются вне внимания экспертов, констатировал модератор мероприятия, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.
Ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании Анна Вавилова отметила, что педагоги и администрация школ, работавшие с трудными детьми, сталкивались с юридическими проблемами, при том, что базовое право на образование в России закреплено в 5-й статье закона «Об образовании» и не ограничено какими-либо условиями.
Индивидуальное право на образование реализуется в основном коллективно, и ситуация, когда проступки одного или нескольких учеников нарушают права остальных, вызывает конфликты: родители ребенка-нарушителя часто считают это проблемой школы, другие родители требуют создания нормальной обстановки для учебы. «Если не получается решить проблему воспитательными мерами, ситуация оказывается в тупике», — констатировала Анна Вавилова.
Перевести ребенка в другую школу сложно, отчислить почти невозможно, и возникает вопрос — как регламентировать проблему и дать возможность учиться желающим
Учреждения общего образования имеют право применять меры воспитательного воздействия и дисциплинарные взыскания, но их эффективность вызывает сомнения. Исполнение дисциплинарных наказаний на практике оказывается проблемным: традиционное для советской школы удаление нарушителя порядка из класса ограничивает его право на образование. Кроме того, неясно кто тогда обеспечивает присмотр за удаленным из класса ребенком.
Работа в классе с проблемным ребенком осложняется тем, что по закону организация его индивидуального учебного плана с широким применением онлайн-инструментов, возможна только с согласия родителей.
По словам Анны Вавиловой, во многих странах ученики, постоянно и резко нарушающие дисциплину, со сложностями в коммуникации с педагогами и администрацией школы, отчисляются. В России невозможно отчисление учеников младше 15 лет.
Формально, в нашей стране за получение образования отвечают и школа, и родители, но на практике их обязанности и масштаб ответственности резко различаются. Школа за неисполнение своих обязательств может понести серьезные санкции: за незаконное отчисление или прием ребенка возможны серьезные штрафы и дисквалификация директора. Дисквалификация возможна также за удаление с урока, требования уйти на индивидуальный план или дистанционное обучение.
Наказание родителей носит скорее психологический характер, штраф по соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях всего 100 рублей.
В России нет реальных инструментов исполнения нормы закона «Об образовании», требующей от школьников соблюдать честь и достоинство других учеников и педагогов, нет и юридической ответственности за ее нарушение. Меры воспитательного воздействия слабо регламентированы. По большому счету вопрос стоит так, говорит эксперт: можем ли мы отчислить ученика в случае регулярных и серьезных проблем, поскольку пребывание такого учащегося отрицательно воздействует на других учеников, затрудняет работу педагогов.
Другая проблема — помощь семье. Родители имеют право на получение психологической поддержки, у них есть возможности защищать интересы ребенка. Однако пока система помощи семьи и детям выражается преимущественно в карательных мерах и выглядит чрезмерным вмешательством в дела семьи.
Многие семьи отказываются от взаимодействия с госорганами, воспринимая их внимание не как помощь, а как угрозу
Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко рассказала, что многие директора вынужденно оставляют решение конфликта в расчете «куда вывезет». Многие родители видят проблемы прежде всего в самом нарушителе, не видят проблем в его удалении из класса или школы и не замечают проблем собственных детей.
«Как вы полагаете, если бы мы жили в иной правовой системе и была перспектива отчисления за нарушения, это поменяло бы позицию родителей проблемного ребенка?», — поинтересовался Сергей Косарецкий. По мнению Марианны Шевченко, даже реальная перспектива применения санкций за нарушения, вплоть до отчисления не решила бы проблемы. Она привела в пример опыт скандинавских стран, где школы и социальные службы привлекают родителей, оказывают им мощную психологическую и иную поддержку. И лишь в случае, когда родители сняли с себя ответственность, школа отчисляет проблемного ученика.
Психолог, координатор направления «Восстановительные технологии» проекта «Экосистема детства» факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Путинцева подчеркнула необходимость восстановительного подхода, предполагающего воссоздание коммуникаций между нарушителем, его семьей и окружающими. Необходимо выяснить у самой семьи и ребенка причину сложившейся ситуации, в противном случае помощь обернется «причинением добра», обострением положения.
Суть восстановительного подхода — в детальном обсуждении причины конфликта и путей его разрешения всеми его участниками. На семинарах примирения установлено правило: родители говорят по очереди и уважительно, выслушивая мнение каждого, есть волонтеры, способные предотвратить обострение конфликта, приглашается директор. Затем такие же семинары проводятся с детьми и, как правило, достигают результата.
По мнению Марианны Шевченко, законодательство следует дополнить прежде всего инструментами профилактической работы построения психологической поддержки. А комиссии по делам несовершеннолетних из органов возмездия нужно преобразовать в инструмент помощи семье и детям.
Анна Вавилова согласилась, что негативные последствия должны возникать только в случаях, когда все профилактические и воспитательные меры исчерпаны. По ее мнению, комиссии по урегулированию споров не всегда работают, а медиацию следует закрепить в законе, как обязательную процедуру. Исключению ребенка из школы должно предшествовать больше этапов, чем, например, увольнению взрослого работника. «На первых порах важно не путать медиацию с медитацией», — иронизировала Наталья Путинцева, она отметила, что из 143 служб медиации в столичных школах только в 15 участвуют дети, в то время как их следует включить во все.
Проблемными детьми не рождаются, ими становятся. На каждом этапе трудного ребенка сопровождают неквалифицированные взрослые
Некомпетентные педагоги и психологи — это беда. У них нет необходимых знаний по дефектологии, знаний по конфликтологии и навыков диалога с родителями, говорит Марианна Шевченко.
Другой причиной негативного поведения в школе она назвала нездоровую атмосферу в семье, когда ребенка психологически унижают. Дети из таких семей становятся источником проблем или объектом травли одноклассников. Состояние психологических служб в школе она охарактеризовала словами «обнять и плакать». У психолога не хватает времени на общение с учениками из-за необходимости писать отчеты. «Нужны клинические психологи, понимающие, где надо воспитывать, а где надо начинать лечить», — отметила эксперт.
По мнению Натальи Путинцевой, для разрешения и предотвращения конфликтов необходимо просвещение родителей, создание регулярно работающих консультационных центров.
Профессор кафедры педагогической психологии МГППУ Евгений Исаев рассказал, что университет запускает программы подготовки педагогов-психологов в школах и колледжах, что позволит снизить остроту проблемы.
Вавилова Анна Александровна