Научное кино: вдохновение или достоверность
В Высшей школе экономики прошел экспертный круглый стол «Российские фестивали научного кино: индустрия, университеты, зрители». В его работе приняли участие представители Вышки, фестивалей ФАНК (Москва), «Мир знаний» (Санкт-Петербург), «Кремний» (Новосибирск), Future Doc (Пермь), «Гагарин.doc» (Саратов) и других. Как развивается индустрия, каким может быть партнерство фестивалей и университетов, а также зачем Вышка снимает кино — эти и другие темы стали предметом дискуссии.
Модераторами мероприятия выступили Ирина Белых, сооснователь и программный директор Фестиваля актуального научного кино (ФАНК), и Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ. По словам Ирины Белых, участники круглого стола собрались, чтобы «поделиться лайфхаками и понять, как могли бы друг друга поддерживать».
Ирина Сосновская, руководитель арт-программы фестиваля «Гагарин.doc», заметила, что научное кино — это одновременно наука и искусство. Всегда актуален вопрос «это про вдохновение или про достоверность?», и многие задачи отрасли связаны с необходимостью на него ответить.
В ходе дискуссии прозвучали идеи привлечь в сферу научно-популярного кино как можно больше научных организаций из разных городов, развивать возможности молодых авторов.
Константин Нафиков, креативный директор фестиваля «Мир знаний», рассказал, что надеется сохранить международную программу. Фестиваль, который он представляет, готов работать «с теми агентами, что остались», и организовать для российских фильмов отдельный конкурс. При этом, по его словам, «в прошлом году российская программа была весьма популярна».
Павел Печёнкин, президент фестиваля Future Doc, поддержал идею Ирины Белых найти и обмениваться информацией, в том числе об интересных авторах. По его словам, это необходимо в том числе потому, что «поколения, следующие за нами, уже не знают, что такое научно-популярное кино». «Нам бы хотелось, чтобы фильмы лежали где-то в одном месте: вот, вы можете прийти и посмотреть», — сказал он. Особенно это важно для регионов. Павел Печёнкин предложил даже отправить «воззвание» в Министерство культуры.
Андрей Кожанов отметил, что Вышка могла бы предложить формат такой базы. Он выступил с инициативой обсудить задачу еще раз — на «повторной сессии» летом в Новосибирске, в рамках Форума научных коммуникаторов, на котором соберутся журналисты, пиарщики, ученые. Андрей Кожанов также напомнил, что в прошлом году НИУ ВШЭ отметил свое 30-летие, и добавил, что «Вышка стала снимать кино».
30-летие стало поводом снять фильм о Высшей школе экономики, чтобы «переложить знания о тех людях, которые занимаются наукой, во что-то интересное и одновременно рассказать об университете», подчеркнула Людмила Мезенцева, начальник отдела научных коммуникаций Дирекции по связям с общественностью ВШЭ. Основной вопрос в работе над фильмом стоял так: как не снимать корпоративное видео, если ты снимаешь корпоративное видео, и как найти тему, которая объединит зрителя и героев?
Этим фильмом «нам хотелось привлечь внимание широкой аудитории к тем отраслям науки, которые исследует Вышка», добавила Ксения Брегадзе, начальник отдела пресс-службы Дирекции по связям с общественностью ВШЭ. Кино было снято в сотрудничестве с телеканалом RT, рассказала она. По ее словам, есть планы подать заявки на участие фильма в нескольких фестивалях документального и научного кино. «Мы бы с удовольствием взяли фильм», — заметила Лада Юрченко, программный директор фестиваля научного и индустриального кино «Кремний».
К 30-летию НИУ ВШЭ международная телевизионная сеть RT создала документальный фильм «Мир 2052. Увидеть будущее». Он посвящен части научных разработок, исследований и проектов Вышки, которые уже в ближайшие десятилетия изменят мир, трансформируют государство, общество и бизнес, привнесут новшества в повседневную жизнь людей. Премьера фильма состоялась 14 декабря 2022 года на документальном канале RTД, а днем ранее его показали в Центре культур НИУ ВШЭ.
Роман Богатырев, редактор Российского общества «Знание», подчеркнул, что «каждым делом должны заниматься профессионалы, а заказчик должен иметь ответ на вопрос, зачем ему это надо». Грамотное ТЗ зачастую позволяет предотвратить многие проблемы.
Андрей Кожанов поднял еще один насущный вопрос — необходимость исследования аудитории фильмов такого жанра. «Пока у нас нет способов изучить аудиторию», — констатировал он. Эксперт убежден, что нужно «вести постоянную панель по исследованию аудитории: мы могли бы сделать единую анкету» и с помощью этой анкеты получить портрет «человека, который пришел, и узнать, с чем он вышел». Андрей Кожанов добавил, что, если идея будет поддержана, разработку анкеты Вышка может взять на себя.
Вам также может быть интересно:
От клонирования мамонтов до тайн человеческого мозга: в Вышке пройдут дни научного кино
23 ноября в Вышке начнется ставший уже традиционным Фестиваль актуального научного кино ФАНК, в рамках которого будут показаны четыре документальных фильма. После показа каждого фильма зрители смогут принять участие в обсуждении и задать вопросы экспертам — сотрудниками и преподавателями Вышки.
Вышка принимает фестиваль научного кино «360°»
С 10 по 17 октября в Москве проводится III Фестиваль актуального научного кино «360°». Партнером и одной из площадок фестиваля впервые стала Высшая школа экономики.