«Думать, а не зубрить учебники»
В этом году более 700 победителей и призеров Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» стали студентами ВШЭ. Об участии в олимпиаде и первых месяцах учебы рассказывает студент 1 курса факультета прикладной политологии Константин Щербинин.
— Константин, чем запомнились прошедшие месяцы учебы? Каковы первые впечатления от университета, преподавателей, однокурсников?
— Самое первое впечатление о Вышке я получил еще до начала обучения, когда в июле мне позвонил заместитель декана факультета прикладной политологии Михаил Григорьевич Миронюк, и сообщил, что меня ждут на факультете как победителя Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по истории. Честно, я был польщен и удивлен этим звонком. Через пару дней привез аттестат в приемную комиссию и, практически не сомневаясь, выбрал факультет прикладной политологии. О чем сейчас не жалею, хотя иногда возникает такое чувство, что жизнь проходит под ницшеанским девизом: «Что меня не убивает, то делает сильнее».
— Что ты имеешь в виду?
— На лекциях дают большой объем информации, много письменных домашних заданий, в конце модуля и особенно на зачетной неделе спал очень мало. Ребята, с которыми я общаюсь в общежитии, говорят, это нормальная ситуация для первокурсника любого факультета. Но, несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники. Именно так я и представлял себе обучение политолога — много информации, разнообразие источников, а ты должен научиться видеть главное, делать собственные выводы. Хотя пока с выводами сложно, особенно по насущным политическим вопросам, но я уверен, что через некоторое время я смогу достаточно профессионально их оценивать.
Общаюсь я не только с однокурсниками, но и с теми, с кем участвовал в олимпиаде, а также с ребятами старших курсов, с которыми познакомился на летней гуманитарной школе ВШЭ.
— Как ты попал в число участников этой школы?
— Я учился в экономико-правом лицее Кирова, который сотрудничает с ВШЭ, и наши учителя постоянно нам что-то рассказывали о Вышке, в том числе о школах для школьников. В конце 10 класса мой преподаватель по истории предложил мне заполнить заявку на летнюю школу ВШЭ для школьников, что я и сделал. В итоге меня отобрали, и я провел одну неделю августа в Подмосковье в компании сотни ребят из разных городов и регионов России. Кстати, рассказы моих вожатых и преподавателей о факультете прикладной политологии, в частности Андрея Гречко и Ольги Валентиновны Афанасьевой, сыграли значительную роль в том, что я выбрал именно этот факультет.
Несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники.
— Расскажи, пожалуйста, подробнее о своем участии в Межрегиональной олимпиаде по истории «Высшая проба». Это была твоя первая олимпиада?
— В олимпиадах по истории я начал участвовать еще в пятом классе. Сначала это были школьные и городские олимпиады, в 10 классе принимал участие в Межрегиональной олимпиаде по истории «Татищев», которая проводилась Уральским федеральным университетом при участии ВШЭ. В 11 классе был в числе победителей нескольких вузовских олимпиад, в том числе олимпиады «Высшая проба».
— Ты как-то специально готовился к олимпиаде?
— За неделю до олимпиады я устроил себе марафон по истории России, прочитал около двух тысяч страниц из разных пособий, учебников и материалов по историографии, смотрел тексты Соловьева, Ключевского, Карамзина. Я старался не только освежить в памяти даты и имена, но и выстроить логику ответов в соответствии с критериями, которые ценятся на олимпиадах. Мне кажется, наивысшие баллы получают те, кто кроме знания фактического материала демонстрируют умение работать с информацией, грамотно аргументируют свою точку зрения, привлекая различные источники.
— На твой взгляд, отличается ли олимпиада «Высшая проба» от других интеллектуальных состязаний по истории?
— Заключительный этап олимпиады ВШЭ по истории состоит из трех заданий, в двух из них необходимо дать развернутые ответы, а в третьем — написать эссе, причем на все ответы дается 90 минут. На мой взгляд, необходимость написать развернутые ответы за столь короткое время — одно из самых интересных отличий олимпиады ВШЭ. Здесь, чем быстрее ты соображаешь, тем лучше. И, в конечном счете, так честнее — за это время не успеешь списать.
--------------------------
Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 10 декабря включительно.
Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей олимпиады DANO
18 декабря в Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и призеров четвертого сезона Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Чтобы выйти на сцену Большого зала, герои торжества проделали серьезный путь: два отборочных этапа, задачный и проектный туры заключительного этапа.
Более 47 000 нормативов технологической грамотности сдали участники ТехноГТО
Определены победители первого Всероссийского марафона сдачи нормативов технологической грамотности ТехноГТО. За месяц участники марафона сдали 13 845 нормативов по кибербезопасности, электронике, применению беспилотников, фактчекингу и др., всего в рамках проекта сдано уже более 47 000 нормативов. ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ) совместно с президентской платформой «Россия — стана возможностей» при поддержке НИУ ВШЭ, «Движения первых» и Росмолодежи.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
«Высшая проба» по промышленному программированию: как подготовиться и принять участие
В этом учебном году на олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль для учеников 9–11-х классов — «Промышленное программирование». Его соорганизатор — «Яндекс». О том, на кого рассчитан профиль, какие задания будут предложены и что необходимо для победы, в интервью «Вышке.Главное» рассказал руководитель Яндекс Лицея Александр Паволоцкий.
На олимпиаде «Высшая проба» появился новый профиль — «История искусств»
В 2024/25 учебном году олимпиада по этому профилю пройдет впервые. Она рассчитана на учеников 9–11-х классов, которым интересно искусство разных эпох и которые планируют свое профессиональное развитие в сферах, связанных с искусством, — науке, музейной работе, художественной критике и других.
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.