«Здесь нет старших»
Пять лет назад Лаборатория институционального анализа экономических реформ (ЛИА) стала первой научно-учебной лабораторией ГУ-ВШЭ. Перспективы развития таких лабораторий в университете и проблемы академического развития вуза в целом обсуждались 13 марта на торжественном заседании ЛИА.
Как призналась руководитель ЛИА, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, открывая пять лет назад лабораторию, ее создатели «не ставили себя в жесткие рамки и не очерчивали границ» — и именно такой подход к работе позволил ЛИА достигнуть существенных результатов. Не утомляя собравшихся излишней статистикой, Мария Юдкевич напомнила только, что за последние годы сотрудники лаборатории выпустили около 160 публикаций, организовали десятки научных семинаров и круглых столов, провели несколько школ и, конечно, участвовали в разнообразных международных конференциях.
— Я надеюсь, что и в следующие пять лет мы продолжим создавать институциональные прецеденты, новые институты, новые правила, по которым жить будет лучше и веселее не только нам, но и окружающим, — добавила руководитель ЛИА.
На заседании были названы и сотрудники лаборатории, особо отличившиеся в минувшем году. В номинации «Преподавательский дебют» была отмечена ассистент кафедры институциональной экономики, исследователь ЛИА Мария Семенова. Ассистенты ЛИА Яна Козьмина и Елизавета Сивак составили лучший «Преподавательский дуэт» лаборатории. Профессор кафедры институциональной экономики, старший исследователь ЛИА Леонид Полищук был награжден как автор «Публикации года», а ассистент этой же кафедры, ассистент ЛИА Илья Прахов был назван «Научным руководителем года».
Затем участники заседания вспомнили прошлое и поговорили о том, в каком направлении движется российское академическое сообщество сейчас.
Научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов выделил два пути, которые могут привести студента или аспиранта в серьезную науку. Первый, традиционный для России, но также распространенный за ее пределами, — это путь подмастерья, когда начинающий ученый играет роль «обслуги», помощника ученых, уже заработавших себе имя. И хотя ничего страшного в такой ситуации, кажется, нет, она ведет к возникновению одного негативного эффекта. Ярослав Кузьминов назвал его «воспроизводством локального провинционализма»: люди начинают заниматься имитацией, соблюдением формализма и субординации, а не реальной научной работой. Это ведет к тому, что «молодежь» перестает уважать своих учителей: за что уважать тех, кто не дает тебе раскрыться?
— В этом смысле молодежный коллектив, каким является ЛИА, имеет существенное преимущество, — полагает ректор ГУ-ВШЭ. — Здесь нет старших. Это коллектив, держащийся на горизонтальных связях и работающий в режиме свободной академической конкуренции. ЛИА дает пример настоящей академической социализации всему российскому академическому сообществу, которое нуждается в мотивационном возрождении.
Этим примером активно воспользовались в самой Высшей школе экономики. Появление ЛИА стало катализатором создания в Вышке целой сети научно-учебных лабораторий (НУЛов), хотя поначалу лаборатория институционального анализа задумывалась как «нечто уникальное и невоспроизводимое».
— Достаточно быстро выяснилось, что эта система вполне тиражируема, — сказала Мария Юдкевич, — и сейчас все НУЛы Вышки напоминают мне фонтан «Дружба народов» на ВДНХ, правда, нас уже больше пятнадцати. Хорошо быть не уникумом, а одной из сестер в большой семье.
Поздравить ЛИА с пятилетием пришли представители других лабораторий ВШЭ. К примеру, из Санкт-Петербурга приехал заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров, который признался, что впервые увидел, каким может быть научный коллектив, когда познакомился с работой ЛИА.
— Тогда я попытался воспроизвести в питерской Вышке это ощущение восторга от коллективной деятельности, которая называется наукой, — рассказал Даниил Александров. — Это действительно вознаграждение, которое люди получают помимо денежных оплат. И я очень рад, что в Вышке придумали, как эту коллективную работу можно институциализировать. Правда, я выскажу одно опасение: важно, чтобы лаборатории не превращались в научные школы. Нам нужно научиться отпускать коллег в свободное плавание.
Заведующий Лабораторией анализа и выбора решений, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров «решил сразу говорить о проблемах». Главную из них он видит в том, что «теоретическое знание не доводится до потребителя». Поэтому, чтобы теоретические разработки не пропадали даром, а подвергались практическим испытаниям и применению, Фуад Алескеров считает необходимым создавать научно-учебные группы непосредственно при лабораториях, а также выходить на прямое сотрудничество с научными центрами при зарубежных университетах, которые по сути являются теми же лабораториями.
О том, как создавалась лаборатория «Центр фундаментальной социологии», напомнил ее руководитель, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Филиппов. Убежденный в том, что «теоретической социологии в России нет», он, тем не менее, нашел в Вышке группу студентов, которым интересна сугубая теория, и преподавателей, которые готовы ей учить.
— Мы забили головы студентов такими курсами, обеспечили их таким пакетом образования, что я пожалел, что меня в свое время никто так не учил, — сокрушенно заметил Александр Филиппов, добавив, что лаборатория всегда должна существовать в режиме стресса и перегрузок.
Декан факультета экономки, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Владимир Автономов рассказал о том, какое влияние на деятельность его факультета оказало создание ЛИА.
— Выражаясь научным языком, позитивные экстерналии от этой лаборатории мы получаем давно, вслед за ней у нас на факультете одна за другой стали рождаться лаборатории, — сказал он. — Получился замечательный эффект: «взрослые» ученые стали больше заниматься исследованиями, ведь им пришлось доказывать молодым коллегам, что они все еще чего-то стоят.
Руководитель Лаборатории исследований рынка труда, проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин разбавил серьезный тон последних выступлений, пожелав, чтобы Вышка когда-нибудь отметила не только рождение, но и смерть первой лаборатории. Ведь «все время только рождаться — это неестественно с точки зрения демографии».
— Я не думаю, что существует универсальная форма создания лаборатории, но пять лет назад мы стали свидетелями удивительного выплеска энергии и энтузиазма, который не иссяк до сих пор, — сказал Сергей Рощин. — Я вам хочу пожелать, чтобы вы оставались несерьезными.
Впрочем, пожелания Сергея Рощина сбудутся, вероятно, наполовину. Формальная «смерть» первой научно-учебной лаборатории будет зафиксирована, но, на самом деле, ЛИА лишь трансформируется в более серьезную структуру. Речь идет о предстоящем преобразовании ЛИА в Институт институциональных исследований с несколькими кафедрами и лабораториями — с соответствующим предложением к Ученому совету ГУ-ВШЭ планирует обратиться Ярослав Кузьминов.
— Но мне очень бы хотелось, чтобы структура, которую мы создаем на базе лаборатории, не обросла формальностями, чтобы сохранилось регулярное общение, проводились семинары, как это происходило на протяжении пяти лет, — отметил ректор ГУ-ВШЭ. — Вообще нам нужно развивать сеть неформальных связей внутри университета, «оживлять» взаимодействие между лабораториями и кафедрами. Это Рубикон, который Вышке еще предстоит перейти, но Лаборатории институционального анализа это сделать уже удалось.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова
Вам также может быть интересно:
Вышел новый номер «Окон роста»
Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.
Американский студент выбрал ВШЭ для начала научной карьеры
Студент магистерской программы «Население и развитие» Томас Эспи родился в Алабаме, но всегда интересовался русским языком и культурой. Со временем он выучил русский язык и приехал в Москву учиться. Томас рассказал новостной службе ВШЭ о своих научных исследованиях, впечатлениях от учебы и от Москвы.
НИРС-2015: Шерлок Холмс против пиратов
Накануне Нового года были подведены итоги очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Из почти тысячи работ по 17 направлениям жюри отобрало 94 призера. А мы выбрали несколько работ, показывающих, насколько широки и нетривиальны исследовательские интересы студентов Вышки.
Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза
4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.
Новая лаборатория будет исследовать проблемы развития Москвы без оглядки на мнение городских властей
14 мая в Высшей школе урбанистики ВШЭ прошла презентация Лаборатории полевых исследований города ВШЭ, которая будет проводить исследования в сфере социологии и социальной географии, формируя новую коммуникативную площадку ученых, общественных деятелей, городских активистов и студентов.
НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды
25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.
Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены
Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.
«Высокие требования окупаются большими возможностями»
Какие возможности для построения научной карьеры открывает аспирантура ВШЭ? Чем она привлекает молодых ученых? О своем опыте обучения в аспирантуре рассказывают аспирант кафедры демографии Екатерина Митрофанова и аспирант кафедры макроэкономического анализа Ольга Кузнецова.
Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы
1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
Academic writing center: новые курсы
В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.