Изучить образы национального сознания
В мае Минобрнауки определило победителей конкурса на выполнение научно-исследовательских работ под руководством докторов наук в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». О проекте, занявшем третье место, рассказывает его руководитель, профессор кафедры политических и бизнес-коммуникаций ВШЭ Мария Пильгун.
— Мария Александровна, расскажите, пожалуйста, о проекте, которым вы руководите.
— Полное название проекта — «Исследование этических стандартов на материале русского, английского, французского, немецкого, испанского, итальянского языкового сознания в контексте межкультурных деловых коммуникаций для разработки инновационной модели бизнес-этики».
Сегодня одной из главных причин взаимного непонимания при межкультурном общении признается различие национальных сознаний коммуникантов. Чтобы разобраться в этом, надо изучить образы национального сознания, выявить национальные ментальные парадигмы, определить, как эти образы соотнесены с поведенческими стратегиями носителей определенной культуры. Мы предлагаем провести подобное исследование с помощью этносемиометрического анализа языкового сознания. Нам кажется, что это новый взгляд, аспект, который поможет глубже и ярче показать проблему. По крайней мере, этим никто не занимался, а если мы сможем разработать, убедительно представить метод и в теоретическом, и в практическом плане, то это будет нашим вкладом в современное развитие междисциплинарных исследований, лингвистических в том числе.
— Кто будет осуществлять проект?
— В этом проекте будут участвовать сотрудники Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций, преподаватели факультета прикладной политологии, Московского государственного университета имени Ломоносова, сотрудники сектора психолингвистики Института языкознания Российской академии наук. У нас уже реализуется один проект с коллегами из этого института. Один из авторов ассоциативного словаря Наталья Владимировна Уфимцева будет участвовать и в новом проекте. Сегодня мы располагаем данными массовых ассоциативных экспериментов не только на материале русского, английского, французского, немецкого, испанского и итальянского языкового сознания, но и многих славянских языков. В перспективе предполагается подключить данные китайского языка.
— Планируются ли при реализации проекта контакты с зарубежными коллегами?
— Конечно, поскольку сама тема предполагает опрос носителей разных языков. Поэтому без представителей зарубежных университетов, наших коллег, обойтись нельзя. Это, прежде всего, коллеги из Болонского университета, с которыми мы сейчас работаем в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, а также из других университетов Италии, Франции, Великобритании, США, Испании, Германии и Китая. У нас есть задумка провести опросы как в студенческой, так и в бизнес-среде, а потом сопоставить результаты. Аналогичные исследования существуют, но сам подход новый.
— На «выходе» будут получены представления о каких-то универсальных моделях деловой коммуникации?
— Исследование выполняется на материале межкультурного делового общения, а поскольку наша лаборатория связана с бизнес-коммуникациями, естественно, нас прежде всего интересует такая проблематика. Но, как показывает практика, традиции бизнес-коммуникаций в разных странах иногда серьезно различаются. Мы будем рады, если получится что-то универсальное. Но мне кажется, что мы увидим все-таки больше различий, ментальных несовпадений, которые отражены в языковом сознании. Эти отличия и могут быть точно описаны новым методом. А уже имея представления о сходном и различном, мы сможем создать модели бизнес-коммуникаций, позволяющие преодолевать барьеры делового межкультурного общения. То есть в результате мы сформулируем какие-то рекомендации для деловой коммуникации, разумеется, с опорой на теоретические разработки.
— Как реализация проекта будет связана с учебным процессом?
— В нашей лаборатории работают студенты факультетов прикладной политологии, психологии, отделения культурологии, причем как бакалавриата, так и магистратуры, плюс аспиранты. Они участвуют во всех наших проектах, будут задействованы и в этом. Таково требование конкурса и Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Это обязательный индикаторный показатель, который мы выполним с радостью, поскольку он соответствует политике лаборатории и всего университета. По этому проекту, как и по другим, студентам будут предложены темы для курсовых и дипломных работ. На сегодняшний день в проекте уже есть три бакалавра, два магистра и два аспиранта. Думаю, что их число будет расти.
— Подразумевает ли реализация проекта в итоге публикацию монографии, сборника статей?
— Проект рассчитан на три года. В каждом году будут выпускаться сборники статей, в конце проекта — коллективная монография. Но это не все. Также запланирована подготовка учебных пособий и материалов для практических и семинарских занятий. И даже материалы по бизнес-этике для школьников. Это, к слову, тоже заложено в индикаторных показателях программы — практические разработки и их реализация в учебном процессе. Элементы бизнес-этики для школы, думаю, будут востребованы практикой. Пока, скорее всего, как факультативный материал.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Взломать культурный код: как выстроить сотрудничество с китайскими партнерами
11 августа Центр современных медиакоммуникаций (ЦСМ) ВШЭ проведет бесплатный вебинар по теме «5 критических ошибок в бизнес-отношениях с Китаем». Евгений Бажов, предприниматель, бизнес-консультант, советник по трансформации для руководителей китайских корпораций из списка Fortune 500, расскажет о том, как грамотно выстроить коммуникацию и наладить долгосрочное сотрудничество с китайскими компаниями. На вебинаре будет представлен подготовленный ЦСМ ВШЭ онлайн-курс «Искусство коммуникаций по организации онлайн-бизнеса с Китаем».
НИРС-2013: студентов-победителей наградили поездкой в Нидерланды
25 декабря в Высшей школе экономики состоялась церемония награждения победителей и лауреатов Конкурса научно-исследовательских работ студентов 2013 года.
Конкурс НИРС – 2013: итоги подведены
Подведены итоги ежегодного Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) ВШЭ. Публикуем список победителей и лауреатов конкурса.
В тройке лидеров
12 марта команда студентов ВШЭ завоевала бронзу на российском финале международного студенческого конкурса «CFA Institute Research Challenge». Ежегодно в этом престижном соревновании участвуют студенты, обучающиеся финансам и бизнесу, из университетов более чем 60 стран.
Париж — это не город, это вознаграждение
В награду за победу в конкурсе студенческих научно-исследовательских работ 2011 года группа студентов ВШЭ провела неделю в Париже. Рассказ участников вояжа.
Открытая студенческая конференция: «идеи живут между людьми»
30 января в Высшей школе экономики состоялась открытая студенческая конференция, в которой приняли участие студенты ВШЭ и других университетов России и ближнего зарубежья, ставшие победителями конкурса научно-исследовательских работ.
Открытый конкурс НИРС: итоги
Подведены итоги Открытого конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов.
Церемония награждения победителей конкурса НИРС–2011
14 декабря в Профессорском зале НИУ ВШЭ состоится церемония награждения победителей конкурса НИРС–2011.
«Хочешь оставаться актуальным — не давай себе поблажек»
Цикл интервью с лучшими преподавателями Высшей школы экономики по итогам голосования студентов Вышки продолжает интервью с доцентом кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Юлией Таратухиной.
Весенние возможности Фонда образовательных инноваций
Действующая с 2008 года программа «Фонд образовательных инноваций ВШЭ» (ФОИ) нацелена на стимулирование преподавательской работы, улучшение качества образовательных программ, поддержку инновационных разработок и распространение лучших педагогических практик. В этом году в рамках весенних конкурсных программ ФОИ появилось три новых конкурса, о них рассказывает исполнительный директор этого фонда Оксана Черненко.