Между коммуналкой и офисом
Фрилансеров в России примерно в два раза меньше, чем в ЕС — таковы результаты переписи, проведенной в 2008 и 2011 годах доцентами кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Андреем Шевчуком и Денисом Стребковым совместно с сайтом Free-lance.ru. О результатах исследования рассказывает журнал "Компания".
Компания. Вып. № 37 (674). 10 октября 2011. http://ko.ru/articles/23535
По оценкам экспертов, каждый двадцатый сотрудник в России не привязан к рабочему месту, и если ориентироваться на общемировые тренды, то число фрилансеров (они же "самозанятые сотрудники", они же "нанопредприниматели" ) в нашей стране будет расти. Пока одни компании с переменным, впрочем, успехом пытаются заработать на этой аудитории, другие уверены, что говорить о фрилансерах уже не модно, потому как мобильными скоро станут все.
Коммунальный офис
В шестикомнатной квартире живут два человека, десять приходят сюда работать и еще энное число — проводить интервью, фотосъемки, мастер-классы, презентации. Попасть в этот "творческий бульон" можно за 6000 руб. в месяц. Инвестиций в Homework фактически не потребовалось (лишь арендная плата за квартиру), но и получать доход с проекта не планируется. В принципе, сама идея коворкинга начиналась именно с таких стихийно организующихся офисов, зачастую совмещенных с домами. Сейчас коворкинг-центрами зовут не только квартиры, которые снимают и в них работают несколько людей, но и коммерческие проекты, предлагающие свои услуги тем, кому традиционный офис по каким-то причинам не подходит. Коворкинг, как правило, бывает двух видов: с фиксированными рабочими местами (как для отдельного человека, так и для целой команды) и без. Питербургский проект Homework предлагает и fix (индивидуальные места), и flex (места общего пользования).
Схема дружеского коворкинг-центра питерцами Юрием Лифшицем и Сергеем Дмитриевым (сооснователи проекта, которые трудятся тут же) отработана. Теперь они с партнерами (их состав еще до конца не определен) обдумывают подобный коммерческий проект, сейчас — этап исследования рынка. Лифшиц уверен, что, несмотря на наличие в Северной столице трех коворкинг-центров, потребность в коворкинг-пространстве на 100-200 рабочих мест есть. Целевая аудитория таких центров не только фрилансеры, но и начинающие предприниматели, мелкие фирмы и даже большие компании, арендующие места для своих штатных, но работающих в другом городе (или удаленно) сотрудников.
Их всех пересчитали
Трудовые ценности фрилансеров (Ф) и штатных работников (Р), (%) | ||
|
Ф |
Р |
Размер оплаты труда |
80 |
96 |
Интересная, творческая работа |
72 |
66 |
Удобный график работы |
61 |
61 |
Возможность чего-то достичь |
59 |
39 |
Соответствие работы способностям, склонностям |
54 |
45 |
Возможность проявлять инициативу |
41 |
25 |
Надежное место работы |
33 |
75 |
Работа, вызывающая уважение людей |
23 |
35 |
Ответственная работа |
15 |
22 |
Не слишком напряженная работа |
13 |
24 |
Большой отпуск |
10 |
39 |
Источник: ВШЭ |
Как полагают доценты кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Андрей Шевчук и Денис Стребков, проводившие перепись фрилансеров в 2008-м и 2011 г. совместно с сайтом Free-lance.ru, в России сотрудников, осуществляющих самостоятельную трудовую деятельность вне найма, примерно вдвое меньше, чем в ЕС (там, по данным Евростата, их 10,5%). Специалист по креативной экономике, основатель агентства PRG (Нью-Йорк) Илья Мерензон, сравнивая параметры рынка труда РФ с аналогичными в США, делает предположение о 4% фрилансеров в нашей стране (в США речь, согласно некоторым исследованиям, идет о тех же 10%). Он отмечает, что за границей уже сейчас существуют целые города, инфраструктура которых изменилась в связи с большими "популяциями" фрилансеров. "Например, в Портленде, где масса людей работает удаленно (одно из первых мест по этому показателю в США), инфраструктура "заточена" под фрилансеров: множество коммунальных офисных пространств, огромное количество кафе, транспорт и т.д.", — рассказывает Мерензон. Еще один пример: в английском Лидсе девелоперы перестраивают заводы следующим образом — на нижних этажах работают галереи и мастерские художников, средние отводятся под коворкинг-центры, верхние — под корпорации. "Галереи сразу повышают статус этих мест, делают их модными. Остальные этажи тесно сотрудничают. Корпорации нередко нанимают фрилансеров, последние иногда переселяются наверх в качестве наемных сотрудников или глав собственных компаний, когда те перерастают площади коворкинг-центров", — добавляет Илья Мерензон.
В России пока обилия и процветания коворкинг-центров не наблюдается. Открытия коворкингов, по крайней мере в Москве, зачастую привязаны не к возрастающему спросу, а к избыточному предложению в ситуации экономической нестабильности. По этому поводу, как уверяют отдельные эксперты, открывались коворкинг-центры в 2008 г.: нарезав площади, компании-арендодатели надеялись привлечь дополнительную аудиторию, в том числе уволенных сотрудников, переквалифицировавшихся во фрилансеров или считающих себя таковыми. Тот факт, что коворкинг-центры постоянно закрываются и открываются (как в Москве, так и в регионах), участников этого рынка почти не удивляет. Как и то, что точное их число сложно определить.
Коворкинг в объеме
Средний размер ежемесячного дохода российского фрилансера (%) | ||
тыс. руб. |
2008 |
2011 |
Менее 10 |
20 |
19 |
От 10 до 25 |
35 |
36 |
От 25 до 50 |
29 |
27 |
От 50 до 75 |
10 |
10 |
От 75 до 100 |
4 |
4 |
Свыше 100 |
3 |
4 |
Источник: ВШЭ |
"Если говорить именно об объемах Co-working, то, на наш взгляд, на данном этапе речь может идти о сравнительно небольших масштабах рынка — сейчас в Москве насчитывается не более двух десятков специализированных проектов (плюс единичные проекты в регионах). Это относительно узкая и очень специфичная ниша", — комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. По его мнению, объем этого сегмента вряд ли превышает несколько десятков миллионов долларов в год.
Эльвира Хафаева, менеджер по маркетингу и рекламе проекта "Матриксофис" (ГК "Альвис" ), говорит о 24 центрах и 30 000 кв. м коворкинг-площадей в Москве: "Сюда входят офисы всех классов: от А до С-. Но в классе А обычные коворкеры сидят редко, там скорее сидят бизнесмены или же представительства иностранных компаний" . Проект "Матриксофис" родился из двух идей — бизнес-интернет-кафе и стихийного коворкинга и был реализован на территории бывшего завода. "Доля офисов до 30 кв. м в Москве сегодня занимает не более 10% рынка офисной недвижимости. А это значит, что ниша коммерческой недвижимости для малого бизнеса и фрилансеров остается практически свободной. Мелкие компании и фрилансеры, коих становится все больше в последнее время, формируют в свою очередь целевую аудиторию коворкинг-центров и подобных офисов. Как итог, потенциальный спрос на предложение отдельных рабочих мест в офисе будет оставаться стабильным", — уверена Эльвира Хафаева.
А вот Игорь Бевзенко, основатель и идеолог офисного клуба Communist Loft, считает, что коворкинг-офисов не так много, как кажется: "Из коворкингов я знаю "Ко-Пай", который закрылся в кризис, Communist Loft и открывающийся с нашим участием "Флакон-коворкинг" на дизайн-заводе "Флакон" . Остальное либо подобие "Регусов", несущих совсем иную идеологию, либо желание монетизировать волшебным образом площади, висящие мертвым грузом. Забейте в "Яндекс" слово "коворкинг" и пройдите по компаниям, чьи адреса выпали на первой странице запросов. Мы так сделали в августе. Вы увидите унылые и пустые офисные пространства, мало устроенные для работы. Это не коворкинг. Почему? Потому что люди не вкладываются в обустройство площадки, не создают добавленной ценности к дешевому гипсокартону С-класса" . По словам Бевзенко, в его деле все стабильно, а в бизнесе большинства коллег, также называющих себя "коворкингами", все средне плохо. "Прибыль в роли УК — невысокая, в роли собственников площадки — отличная. Поскольку личными площадями мы не владеем, то перешли на модель продажи франшиз и консультирования", — рассказывает о секрете успеха Игорь Бевзенко. Стоимость первоначальных вложений в открытие коворкинга эксперты оценивают в сумму от $20 000 до $40 000, сроки окупаемости — около года.
И если "Матриксофис" говорит о своей ориентированности на фрилансеров и даже о зависимости спроса от их планов (а эти люди имеют привычку уезжать на лето из Москвы), то Communist Loft уверен, что коворкинг — для организаций, пусть и в зачаточном состоянии, или для предпринимателей-одиночек. Кроме того, по мнению Игоря Бевзенко, фрилансеров в Москве мало: "У нас есть огромное количество безработных с большими запросами, предпочитающих называть себя в процессе поиска работы фрилансерами" .
Описанный Бевзенко фрилансер не слишком похож на среднестатистического фрилансера, выявленного в результате уже упомянутого проекта ВШЭ и Free-lance.ru. Итоги "переписи" фрилансеров говорят, по мнению исследователей, о формировании "нового среднего класса" — успешных, хорошо зарабатывающих (27% получают от 25 000 до 50 000 руб. в месяц, у 18% совокупный доход превышает 50 000 руб. в месяц), молодых (71% не старше 30 лет), образованных (82% с высшим и незаконченным высшим образованием), мотивированных на работу и самореализацию людей. "При сравнении самозанятые профессионалы выглядят вполне успешными работниками на фоне не только населения России в целом, но и своих коллег из офисов", — рассказывает доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Андрей Шевчук. Правда, только 4% из опрошенных "удаленных" работают вне дома (в кафе, на выезде, в дороге и т.п.) и лишь некоторые фрилансеры-предприниматели имеют личный офис. Если учесть и тот факт, что две трети представителей "нового среднего класса" живут в регионах, то покажется, что скорее в стандартных офисах рабочие места станут незакрепленными (есть и такой тренд), нежели инфраструктура столицы будет походить на Портленд или Лидс. Впрочем, реальность немного сложнее.
Пошел в третье место
Специализация российских фрилансеров (%) | ||
|
2008 |
2011 |
Разработка и поддержка веб-сайтов |
34 |
29 |
Программирование |
18 |
20 |
Дизайн/Графика |
44 |
38 |
Фото |
9 |
9 |
Аудио/Видео |
4 |
5 |
Тексты/Копирайт/Переводы |
21 |
33 |
Реклама/Маркетинг/ Консалтинг |
11 |
12 |
Инжиниринг |
2 |
5 |
Другое |
1 |
3 |
Источник: ВШЭ |
Еще несколько лет назад дизайнеры заговорили о феномене "третьего места" — о пространстве, которое не является офисом и домом, но где можно и отдыхать, и работать. И список "третьих мест" оснащенными Интернетом кафе или коворкинг-центрами не заканчивается, речь идет о куда более глобальном тренде.
" Когда появились беспроводные сети, произошла своего рода революция в работе. Возможно, она пока не слишком заметна, но ее влияние как на инфраструктуру городов, так и на бизнес, обслуживающий тех, кто работает удаленно, неоспоримо. Очень скоро разговор о специфических бизнесах для фрилансеров перестанет быть актуальным, потому что сегодня мобильными становятся все. Работать удаленно от офиса стало обыденным. Кто не проверял почту на телефоне в пути или в кафе? Кто не работал с ноутбуком в ожидании авиарейса?" — задает риторические вопросы директор по рекламе Solo Office Interiors Владислав Аксенов. В качестве примера "третьего места" он называет открывающийся в ноябре клубный офис Cabinet Lounge (учредители Solo Office Interiors входят в состав учредителей Cabinet Lounge). Здесь можно как работать (он выполняет функции коворкинг-центра), так и приглашать заказчиков для проведения небольших встреч и крупных презентаций (представительские функции являются одними из основных). Cabinet Lounge рассчитан преимущественно на тех, кому по каким-либо причинам не подходит проведение встреч в гостиницах, ресторанах и кафе и кто по этому поводу нуждается в специальном рабочем пространстве, представительском офисе в центре Москвы. Но и фрилансеры с соответствующими доходами (стоимость ежемесячной карты начинается от 900$) могут стать его клиентами. "Мы просто заполняем потребности рынка. После того как отработаем модель, планируем открыть подобные клубные офисы в других крупных городах России и СНГ", — говорит Владислав Аксенов.
По мнению Ильи Мерензона, коворкинг-центры и бизнес-клубы имеют перспективы. Но в регионах. "В Москве непростая ситуация с недвижимостью. Активно развиваться коворкинг-центры (как и другие сегменты рынка, рассчитанные на фрилансеров) будут в Петербурге, Новосибирске, Перми. Причем формироваться они станут вокруг университетских городков. В Москве зачастую выгоднее работать в офисе, чем удаленно. В регионах же фрилансер имеет возможность сотрудничать со столичными и международными компаниями, у него есть преимущество перед теми, кто работает в региональном офисе", — рассказывает Мерензон. И указывает еще на один тренд на мировом рынке недвижимости: строительный сектор медленно разворачивается в сторону "мобильных" и "удаленных" . Девелоперы начинают предлагать квартиры с совмещенными офисами. "Именно такую я себе присматриваю", — признается Мерензон. Правда, дом, совмещенный с офисом, Илья ищет не в России.
София Макеева, Компания
Вам также может быть интересно:
6%
российских фрилансеров имеют два высших образования или ученую степень. Примерно две трети (64%) фрилансеров – это люди с полным высшим образованием, у 30% высшего образования нет.
«Мы много кого впечатлили»
Петр Федин, выпускник магистерской программы «Бизнес-информатика», — фрилансер. По свободному графику поднимает сельское хозяйство, занимается консультированием в области инжиниринга и системной инженерии, пишет кандидатскую по рискам венчурных проектов.
Свободные художники XXI века
Кто и как становится фрилансером? Можно ли совмещать «вольные хлеба» с постоянной работой? Многие ли фрилансеры хотят вернуться в штат? На эти и другие вопросы попытались ответить участники состоявшегося 19 января семинара Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.
Иллюзия свободы: связанные другой цепью
24 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ провела семинар "Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда (результаты эмпирического исследования)".
А кактус можно и побрить
Завершились конкурсные отборы Благотворительного фонда В. Потанина среди преподавателей и студентов ведущих вузов города Москвы. Победителями конкурса среди молодых преподавателей были признаны Елена Подколзина, старший преподаватель кафедры институциональной экономики, и Андрей Шевчук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ.