Уехать в город любой ценой
2 октября на очередном семинаре Института развития образования ВШЭ был представлен доклад «Стратегии сельских школьников: мечты и реальность. Результаты международного сравнительного исследования в России, Китае и Казахстане».
В докладе, подготовленном совместно Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ и Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ВШЭ, представлены результаты масштабного международного исследовательского проекта, посвященного жизненным перспективам сельских школьников России, Китая и Казахстана. В каждой стране изучали сельских школьников из трех регионов с разными характеристиками: густонаселенной местности рядом со столицей, развитого сельскохозяйственного района и малонаселенного региона со сложной этнокультурной ситуацией. В России исследователи взяли по одному району Московской области, Алтайского края и Республики Саха (Якутия). Кроме того, в инициативном порядке к проекту присоединились Республика Татарстан и Ульяновская область.
На предыдущих семинарах, где уже представлялись первые результаты этого исследования, речь шла об устремлениях сельских школьников, их видении своего будущего. Теперь же исследователям удалось провести дополнительный срез в одном из районов Якутии и выяснить, удалось ли ребятам воплотить свои мечты о городской жизни в реальность.
Мысли о миграции
Сельский школьник — это совершенно особенный образ для российской культуры, сказала в начале своего выступления директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО Татьяна Абанкина. «Когда глубоко уважаемый мной Олег Николаевич Смолин (депутат Госдумы от КПРФ — прим. авт.) говорит: «Я — сын сельского учителя», у всех нас текут слезы восторга». Неудивительно, что никто не сомневается в необходимости спасать деревню и деревенскую школу». Впрочем, отсутствие таких сомнений характерно для потомственных городских жителей. А сельская молодежь — подмосковная, якутская, китайская, — напротив, едина в своем порыве навсегда оставить воспетую классиками пастораль.
Больше половины выпускников сельских школ мечтает о том, чтобы уехать в город и поступить в вуз (от 61% в Ульяновской области до 81% — в Якутии). Еще от 13 до 35% хочет переехать в город и учиться в техникуме или колледже. ПТУ всерьез рассматривают для себя только лишь около 5% подмосковных школьников — в Московской области есть рабочие места для людей с таким образованием.
Сходные стремления демонстрирует и китайская молодежь. О полных аналогиях здесь говорить вроде бы сложно — то, что считается в Китае «селом», и по численности населения, и по количеству промышленных предприятий тянет на российский райцентр. Кроме того, в Китае иначе организовано образование. Аналог нашей старшей школы практически полностью платный. Для поступления в старшую школу «сельскому» жителю нужно перебираться в город. Наконец, в Китае существует две разновидности старшей школы — общеобразовательная, выпускники, которой могут поступать в университеты, и ремесленная (техническая), после которой можно идти работать или поступать в технический вуз по тому же направлению подготовки. Ученики технических школ могут получать стипендию, но родители все равно оплачивают и обучение, и проживание в кампусе, и униформу, и питание. Тем не менее, несмотря на все различия и в социально-экономической ситуации, и в системе образования, большинство китайских школьников связывает свои надежды на будущее с городом. Они намерены уезжать поступать либо в общеобразовательные школы и дальше — в вузы, либо в технические школы, а потом уж как повезет.
Родители российских учеников 9-11 классов, принимавшие участие в исследовании, поддерживают стремления своих детей. Большинство из них готово оплачивать и проживание детей в городе, и даже их обучение. Среди семей, где суммарный доход превышает 30 тысяч рублей в месяц, почти все родители к этому готовы.
С отъездом связывает свои надежды абсолютное большинство школьников. Однако среди тех, кто готов остаться, преобладают, во-первых, мальчики (девочки четко нацелены на отъезд и чаще хотят поступать в вузы), во-вторых — ребята с низкой успеваемостью и, в-третьих, те, у кого на селе есть семейное дело, бизнес. Татьяна Абанкина подчеркнула, что только наличие собственного семейного дела может сейчас удержать человека в сельской местности. Интересно также то, что возможность «начать работать сразу после школы» российские дети для себя фактически не рассматривают. Еще в конце 1980-х это было иначе. В Китае и Казахстане такая опция пока еще существует, но о ней думает лишь небольшая доля учащихся.
Ответы на вопрос «кем быть?» и даже «где именно учиться после отъезда?» для большинства школьников пока не слишком важен. Якутские ребята думают о миграции в двух направлениях — Москва (реже Санкт-Петербург) и республиканская столица — Якутск. Сходные стремления у алтайских и ульяновских школьников. Последнее наиболее интересно — крупные приволжские образовательные центры ульяновским ребятам практически неизвестны, перед ними стоит выбор только между Ульяновском и Москвой (реже Санкт-Петербургом).
Сбывшиеся мечты
Сельские школьники весьма реалистично представляют себе свои возможности — таков вывод старших научных сотрудников Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ Анны Красиловой и Гордея Ястребова. Опрос, проведенный в Республике Саха (Якутия) показал, что больше 60% выпускников сельских школ благополучно поступили в вузы, причем большинство — именно туда, куда собирались. Многие стали учащимися техникумов и колледжей (в реальности несколько больше, чем в мечтах). Наконец, существует небольшое (меньше 5%) число ребят, которые просто переехали в город, где пока не работают и не учатся. К сожалению, пока о них больше сказать нечего.
Какие факторы сыграли положительную роль для поступления? Набор вполне стандартный — хорошая успеваемость, дополнительные занятия (с репетитором или самостоятельно по учебникам), уровень благосостояния родителей. Способствует успеху обучение в профильном классе (неважно, в каком) и знание иностранного языка. Любопытно, что для поступления в вуз важно образование отца — директор ИРО Ирина Абанкина полагает, что здесь проявилась якутская специфика. Для большинства россиян важнее образование матери, но район, где проводилось обследование, на 90% населен людьми, дома говорящими по-якутски. Это сообщество — одно из немногих в России, где прочно сохраняется патриархальная семейная модель. Тем не менее дочери якутов предпочитают уезжать из села и поступать в вузы. Не смущает даже языковой барьер: Якутск — город преимущественно русскоязычный.
Исследователи выяснили, что отъезд и поступление в вуз способствует миру и взаимопониманию в семье. 95% родителей детей, уехавших в город и ставших студентами, полностью удовлетворены их успехами. Среди молодых людей, поступивших в вуз, тех, кто доволен собой и родителями — абсолютное большинство. Несколько меньше удовлетворенность жизнью и друг другом у учащихся колледжей и их родственников. Напротив, у тех, кто остался в селе, назревают конфликты. Кто-то недоволен тем, что родители не поддержали в желании поступить, кто-то, напротив, разочаровал родню тем, что не сумел или не захотел этого сделать.
Итак, пока в верхах думают о спасении деревенских школ и деревень, молодежь при полной поддержке большинства родственников и опекунов мечтает о городской жизни и весьма последовательно свои мечты исполняет — таков вывод авторов исследования.
Выступавший в качестве дискуссанта старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ИРО Дмитрий Попов отметил некоторые недостатки исследования. Он предложил достаточно простой способ выяснить судьбу большинства школьников, не опрашивая их самих, — опросить директоров и учителей, которые, вероятно, более или менее в курсе того, кто куда поступил. По мнению Дмитрия Попова, в целом исследование представляет большой интерес и нуждается в продолжении.
Школа как средство эвтаназии
В ходе дискуссии после доклада доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) Ольга Машкина внесла некоторые коррективы в «китайскую» часть результатов. Она отметила, что урбанизация в Китае носит совершенно иной, нежели в России, характер. Если у нас из сельской местности бегут, потому что там негде работать успешно, то Китай с 1980-х годов сталкивается с серьезным аграрным перенаселением. В 1990-е 270 тысяч молодых людей в китайской деревне были просто лишними — им негде было работать.
Ирина Абанкина по просьбе аудитории подробно рассказала о том, что такое китайская техническая школа. Она финансируется из трех источников — государство дает средства на зарплату учителей и коммунальные платежи, работодатели предоставляют оборудование, в результате выпускник сразу же готов работать на предприятии, и есть еще плата за обучение со стороны родителей.
Ведущий научный сотрудник ИРО Марина Пинская отметила, что успешная сельская школа сейчас готовит людей на выезд. В результате каждый новый набор оказывается сложнее предыдущего — ведь лучшие, ориентированные на учебу ребята уезжают и растят своих детей в городах. Она уподобила хорошую сельскую школу червю, перепахивающему землю и не пожинающему урожая. Научный руководитель ИРО Исак Фрумин добавил, что сегодняшние меры по поддержке села носят реактивный характер. Государство реагирует (с опозданием) на стремления жителей. Все его попытки спасти деревню лишены смысла — сами жители выносят ей приговор. Так не пора ли занять активную позицию в отношении этого процесса, тем более что он устойчив и остановить его нельзя? Не должна ли школа стать средством «эвтаназии» умирающего села, а не попыткой обеспечить его не нужное самим жителям выживание?
Сходных взглядов придерживается и Ирина Абанкина. Она процитировала одного из сотрудников администрации Воронежской области, раздраженно комментировавшего неудержимое стремление сельских школьников в город — «хоть паспорта у них отбирай». В Китае урбанизацию считают основой экономического роста и готовы к тому, чтобы обратить ее на пользу страны. Сейчас ЕГЭ позволяет сельским ребятам преодолеть путь, который раньше занимал три поколения — сразу получить высшее образование, а с ним и приличную работу, снять жилье и осесть в городе, возможно столичном, без промежуточных этапов вроде работы дворником. Стремление россиян к образованию велико — так не пора ли им воспользоваться, как это собираются сделать в Китае?
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Красилова Анна Николаевна
Пинская Марина Александровна
Ястребов Гордей Александрович
Вам также может быть интересно:
МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук
Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
Вышка договорилась о более тесном сотрудничестве с ведущими университетами Китая
Делегация НИУ ВШЭ совершила рабочий визит в КНР, посетив ведущие университеты страны в городах Ханчжоу, Нанкин и Шанхай. В Китай отправились представители нескольких подразделений Вышки: Международного института экономики и финансов, факультета компьютерных наук, факультета географии и геоинформационных технологий, Института образования и Управления международного партнерства НИУ ВШЭ. В каждом из вузов обсуждения касались расширения взаимодействия по уже имеющимся направлениям сотрудничества, а также поиска и создания новых инициатив и проектов.
Вышка и Пекинский институт математических наук и приложений подписали соглашение о сотрудничестве
Высшая школа экономики совместно с китайскими партнерами будут реализовывать научный проект «Геометрия и физика», победивший в проведенном ВШЭ конкурсе «Международное академическое сотрудничество». От НИУ ВШЭ действует Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Пекинский институт математических наук и приложений (BIMSA) представлен группой известных математиков, включая обладателей Филдсовской премии.
В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям
1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.
Новые возможности: Вышку посетила делегация китайского университета SWUFE
В конце мая в МИЭФ ВШЭ состоялся визит делегации Исследовательского института экономики и менеджмента Юго-Западного финансово-экономического университета (RIEM SWUFE), Китай. Делегацию возглавляла декан вуза, профессор Дун Янь. Стороны договорились о сотрудничестве по реализации бакалаврской программы двух дипломов в области экономики и финансов, обсудили возможности развития сотрудничества в области магистратуры, научно-исследовательской деятельности, проведения совместных научных мероприятий, обменов, летних школ.
«С китайскими коллегами у нас общий подход к решению современных вызовов»
Делегация Высшей школы экономики под руководством проректора Виктории Пановой в ходе визита в Китай договорилась о продлении соглашений о сотрудничестве с Университетом Фудань и Восточно-Китайским педагогическим университетом (ВКПУ). Особое внимание было уделено расширению академической мобильности студентов и преподавателей между университетами.
Совместная подготовка специалистов и укрепление взаимопонимания между странами: делегация ВКПУ побывала в Вышке
Делегация Восточно-китайского педагогического университета посетила НИУ ВШЭ в Москве. Представители высших учебных заведений подтвердили взаимное стремление к развитию партнерства. ВКПУ — первый педагогический вуз в Китае. Университет давно сотрудничает с Высшей школой экономики: первый меморандум был заключен 30 июня 2011 года, позднее были подписаны два соглашения о студенческой мобильности.
Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о перспективах карбонового земледелия в Казахстане
Международный центр конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ и Центр технологического трансфера университета совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA, Вена) выпустили рабочую версию исследовательского доклада «Индустрия карбонового земледелия в Казахстане: раскрывая возможности». Также в проекте приняли участие эксперты Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и казахстанcкий Центр прикладных исследований TALAP.
Китайская грамота: как наладить бизнес с Поднебесной
Сотрудничество с китайскими партнерами во всех сферах экономики выходит на новый качественный уровень. Вместе с тем у российских предпринимателей зачастую не хватает знаний об особенностях ведения бизнеса с Китаем. Как решить эту и укрепить двустороннее партнерство шла речь на форуме в ВШЭ «Россия — Китай: бизнес в многополярном мире».