«Умный транспорт»: новое исследование ВШЭ
Высшая школа экономики выиграла конкурс на выполнение научно-исследовательских работ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Комментарий заведующего кафедрой информационных систем и технологий Нижегородского кампуса ВШЭ Эдуарда Бабкина.
— Эдуард Александрович, расскажите о государственной целевой программе, в рамках которой был получен грант.
— Грант получен в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». Она ориентирована на проведение и финансирование прикладных исследований по ключевым для повышения конкурентоспособности российской экономики направлениям и призвана связать сектор научных исследований и разработок с субъектами рыночной экономики, обеспечить конвертацию знаний в рыночный продукт.
Общая тематика этого конкурса была определена в интересах технологической платформы «Национальная программная платформа», цель которой — сформировать в России сильную индустрию разработки программного обеспечения, страна должна подняться до статуса мирового центра инноваций в данной области. Было предложено несколько тем исследований, наша заявка относилась к лоту «Выполнение поисковых научно-исследовательских работ по теме: "Разработка научно-технических основ для создания в средах облачных вычислений информационно-аналитических систем управления интеллектуальным транспортом"».
— Как возникла концепция работы?
— Тема развития интеллектуального транспорта, давно нас интересовавшая, стала хорошей основой для интеграции ранее полученных результатов предыдущих исследований. Сама концепция этой научно-исследовательской работы возникла в обсуждениях с нашими молодыми сотрудниками. После нескольких дискуссий сформировалась конкретная узкая задача и предложения по ее решению. В результате мы подготовили проект исследований под названием «Разработка передовых научно-технических основ систем управления транспортом по запросу в среде облачных вычислений и инновационных прикладных решений, способствующих формированию высокотехнологичной экономики современной России».
— Что представляет собой «интеллектуальный транспорт»?
— Системы интеллектуального транспорта включают в себя всевозможные виды общественного транспорта, различные датчики и программные системы. Все эти элементы работают вместе, чтобы сделать для пассажиров перемещение из точки А в точку B удобнее, быстрее и безопаснее. Для этого они должны взаимодействовать между собой в режиме реального времени, оперативно решая задачи определения маршрутов транспортных средств, распределения ресурсов и информирования пассажиров. Важнейшей разновидностью интеллектуального транспорта являются системы транспорта по запросу, которые обеспечивают локальные перемещения в дополнение к обычным традиционным формам перевозок (регулярным автобусам, электротранспорту и региональным поездам).
Многие независимые эксперты в области исследования транспортной логистики отмечают, что существующая практика планирования и управления транспортными перевозками переживает системный кризис, поэтому наше исследование более чем актуально. Конечная стратегическая цель исследования заключается в обеспечении национальной безопасности страны в плане технологической независимости и ликвидации отставания по уровню использования ИТ, в частности в системах интеллектуального транспорта. Решение задачи оперативного планирования транспортных маршрутов и диспетчеризации в системах транспорта по запросу вносит существенный вклад в разрешение острейшей социально-экономической проблемы пассажирских перевозок в мегаполисах.
— Как оценивались заявки?
— Конкурсная комиссия формируется руководством Федеральной целевой программы. Оценка производится по таким критериям, как качество работ, заявленная цена и сроки исполнения. Из восемнадцати заявок по данной тематике было отобрано четыре лучших НИР, в числе них и наша программа.
— Каким образом будет реализовываться проект?
— Длительность проекта — 180 дней. Его реализация предполагает формирование команды исполнителей, в число участников войдут как известные ученые в области исследования операций и распределенных систем, так и молодые исследователи, студенты. В ходе проекта планируется тесное взаимодействие с Лабораторией теории и практики систем поддержки принятия решений ВШЭ и Лабораторией алгоритмов и технологий анализа сетевых структур ВШЭ, научным руководителем которой является профессор Панос М. Пардалос (Университет Флориды, США). Будут выполняться такие виды работ, как разработка математических моделей и алгоритмов, проведение экспериментов, по итогам которых запланированы публикация статей и получение патентов.
— Каковы ожидаемые результаты исследования?
— В результате выполнения работ по проекту будут получены новые математические модели, на их основе, в свою очередь, будут созданы новые алгоритмы для оперативного планирования большого числа транспортных средств по запросу и программное обеспечение, которое сможет выполнять в средах облачных вычислений имитационное моделирование и управление такими транспортными системами в сложных современных городских условиях. Таким образом, будут сформированы основы для создания распределенных интеллектуальных систем управления транспортом по запросу. Это позволит повысить доступность, скорость и качество оперативного планирования и управления сложными транспортными системами, а также предоставит новые возможности для создания независимых программно-аппаратных решений в средах «облачных» вычислений большими коллективами участников отечественной ИТ-индустрии.
Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Пардалос Панагиотис Ор Панайоте
Вам также может быть интересно:
Отлучение от руля. Как чиновников СССР лишали служебных автомобилей
В Советском Союзе персональная машина с водителем была номенклатурной привилегией. В нашей стране массовое использование автомобилей чиновниками стало общественной проблемой. С ней пытались справиться, но не удалось. Почему, рассказывает «Журнал исследований социальной политики» НИУ ВШЭ.
Как улучшить московское такси. Мнение потребителей
В зависимости от интенсивности использования услуг такси (от нескольких поездок в неделю до нескольких в год) пассажиры предъявляют разные требования к таксомоторным компаниям. Для тех, кто часто использует машину по вызову, большое значение имеет наличие удобного приложения и своевременная подача автомобиля. Для тех, кто редко — опция бесплатной отмены заказа. В рамках ХХ Апрельской конференции Мария Твердохлебова, ассистентка кафедры стратегического маркетинга НИУ ВШЭ, представила доклад о факторах удовлетворенности пассажиров московским такси.
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.
Как развивать общественный транспорт в Красноярске: мнение экспертов ВШЭ
Михаил Блинкин и Глеб Витков, проведя обсуждения с представителями красноярской администрации и проектировщиками, объясняют, почему городу нужен метротрам, а не классический метрополитен глубокого заложения.
На автопилоте
IQ.HSE продолжает серию материалов по экспертному докладу ВШЭ о юридическом регулировании новых технологий. В первой статье говорили о проблемах искусственного интеллекта. Сегодня — о беспилотных автомобилях.
Сотрудники и выпускница ВШЭ приняли участие в создании проекта «Привет, Москва!»
В московском метрополитене начался масштабный образовательный проект «Привет, Москва!». Он превратит московский транспорт в «гида», рассказывающего пассажирам о городе в разных контекстах, и сделает ежедневный путь москвичей полезным и увлекательным. Среди тех, кто работал над проектом — сотрудники и выпускница Вышки.
Экономическое и социальное развитие России зависит от ответов на технологические вызовы
О том, каким может быть технологическое будущее российской экономики и как оно соотносится с задачами ускорения экономического роста и улучшения качества жизни, говорили участники одного из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
«Стратегия, выстроенная по “джокерам”, может оказаться наиболее успешной»
Насколько опасен в дискуссиях о научно-техническом развитии России эффект «проторенной колеи»? Достаточно ли для успешного выхода страны на мировые рынки освоить новые технологии, не меняя институты? Заместитель директора Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок прокомментировал порталу Вышки ключевые темы недавней дискуссии «Место России на технологической карте мира», которая прошла на STRF.ru с участием широкого круга экспертов.
33 млрд руб.
сэкономят региональные бюджеты к 2020 году, если переведут муниципальный транспорт на природный газ.
«Умные» дороги защитят жизнь водителей
Ежегодно в мире в ДТП гибнет около 1,3 млн человек. Еще 40–50 млн получают травмы и увечья. Сделать поездки более безопасными и удобными, а также увеличить экономическую эффективность перевозок позволит внедрение интеллектуальных технологических разработок в сфере транспорта. «Интеллектуальной» дорожной инфраструктуре посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ).