Проблемы конкурентоспособности железнодорожного транспорта
14 ноября прошло очередное заседание семинара для молодых учёных под руководством Евгения Григорьевича Ясина «Секреты академической кухни». В этот раз темой семинара стало обсуждение проблем конкурентоспособности железнодорожного транспорта. С докладом на эту тему выступил к.э.н. Хусаинов Фарид Иосифович.
В этот раз, 14 ноября, темой Семинара стало обсуждение проблем конкурентоспособности железнодорожного транспорта. С докладом на эту тему выступил к.э.н. Хусаинов Фарид Иосифович,зам. председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС), доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ МИИТ). Теоретической рамкой доклада стала работа Альберта Хиршмана «Exit, VoiceandLoyalty» (1970), в которой автор задается вопросами о поведении потребителя в условиях ухудшения качества предоставляемых ему услуг или товаров. До А. Хиршмана выделяли две стратегии поведения, а именно «выход», то есть уход от поставщика, вследствие неудовлетворенности качеством и «верность» - продолжение отношений потребителя с поставщиком. Самый интересный третий вариант «голос» – фаза, когда потребитель не сразу уходит, но уже выражает недовольство качеством предоставляемых товаров или услуг. Функция «голоса» оказывается очень эффективной в ситуации с монополиями. Монополист может не обращать внимания на «выход» некоторых клиентов из игры, но на «голос» разъяренной общественности и распространение недоброжелательной информации в СМИ не обращать внимание трудно.
Статистические данные Росстата о динамике грузооборота различных видов транспорта в России в последние три года (2010–2012 гг.) демонстрируют спад темпов железнодорожных грузоперевозок по сравнению с автомобильными. Также важно отметить, что на автотранспорт «уходят» высокодоходные грузы, это подтверждается соотношением динамики добывающих и обрабатывающих производств с перевозками соответствующих грузов.Особенно ярко отток с железнодорожного транспорта можно наблюдать по тем грузам, которые потребляются большим количеством потребителей, на перевозку которых влияют не столько тарифы, сколько уровень сервиса. На данное положение дел, а именно на динамику объёмов перевозок железнодорожного транспортас 2010 г., влияют, по мнению Фарида Хусаинова, две группы факторов:
- ценовые (тарифы на инфраструктурную составляющую, ставки предоставления вагонов, тарифы автомобильного транспорта и т.д.);
- неценовые факторы (качество транспортного обслуживания, скорость доставки, сервис, удобство и т.д.).
По опросам грузоотправителей главной причиной, из-за которой они как потребители услугпредпочитают автотранспорт, а не железную дорогу служит уровень сервиса ОАО «РЖД», затем идут – скорость или предсказуемость доставки груза, сохранность перевозимого груза, и только после этого – уровень тарифов. При монопольном положении на рынке ОАО «РЖД» становится нечувствительной к уколам рынка – к потере доходов и к «уходу» клиентов. Масштаб, который казалось бы, должен давать «плюсы» вдруг оборачивается «минусами» – негибкостью, невозможностью хорошего сервиса и потерями доходов. В этом контексте экспертами предлагаются два направления повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта.Первое – это повышение клиентоориентированности, отказ от оценки работы на основе внутренних технических и технологических показателей. Второе предложение – это необходимость дальнейшей либерализации отрасли.
В продолжение темы вторым докладчиком, Коваленко Ольгой Сергеевной, юрисконсультом Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС), был рассмотрен конкретный кейс: «Кузбасское дело» ФАС: главное антимонопольное дело десятилетия». Федеральной антимонопольной службой 5 сентября 2013 г. было оглашеносудебное решение по знаковому делу о разделе рынка операторских услуг по предоставлению подвижного состава в Кузбассе. Администрация Кемеровской области, ОАО «РЖД» и 16 крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава признаны нарушившими антимонопольное законодательство. В октябре 2011 г. на территории Кузбасса возникли проблемы с вывозом угля. Администрацией Кемеровской области был проведен ряд совещаний с участием представителей ОАО «РЖД», грузоотправителей и крупнейших операторов для урегулирования ситуации. Избрали наиболее простой и, как оказалось, противозаконный способ решения проблемы: ограничение числа работающих в регионе операторов. В результате заключения между РЖД, операторами и грузоотправителями трёхсторонних соглашений доступ на рынок Кузбасса с конца 2011 и до конца 2012 года из 220 ранее работавших в регионе операторов получили только 16 крупнейших. В число этих 16-ти вошли и две – на тот момент – дочерние компании РЖД. У всех остальных операторов осталась возможность работать только через эти компании. Интересно заметить, что избранный способ решения проблемы оказался не только противозаконным, но ещё и малоэффективным. О неэффективности принятого решения свидетельствует динамика объемов погрузки в Кузбасском регионе с января 2011 по май 2012 года. ФАС расценила эти соглашения как ведущие к разделу рынка.
Семинар объединил очень разную аудиторию – представителей многих профессиональных сообществ. Приятно заметить, что обсуждение таких серьёзных вопросов проходило в приятной и даже немного домашней атмосфере за чаем и сладким столом. В конце оживлённой дискуссии Евгений Григорьевич подвел итоги семинара словами о том, что очень серьёзной проблемой в облуживании является соблюдение законодательства и данная дискуссия о железнодорожном транспорте ещё раз доказала, что верховенство права стало одним из самых важных вопросов. Рынок может функционировать только в том случае, когда существуют определённые правила игры и у каждого агента рыночной жизни есть твёрдое убеждение, что он эти правила должен соблюдать.
Конышева Дарья, магистр 2 курса ф-та Социологии НИУ ВШЭ