Конференция по миграции для хороших людей
18-20 июня в итальянском городе Бари прошла международная конференция по миграции (The Migration Conference), в которой приняли участие четыре аспирантки Аспирантской школы по психологии НИУ ВШЭ. Рассказывает Мария Бульцева.
«Эта конференция была задумана и реализована хорошими людьми для хороших людей. Если вы не считаете себя хорошим человеком, вам не стоит быть здесь», — такими словами напутствовал участников конференции глава организационного комитета Ибрагим Сиркечи. И молодые исследовательницы из НИУ ВШЭ — аспирантки Анастасия Батхина, Лучия Бомбиери, Мария Бульцева и Екатерина Коджа — могут лично подтвердить правдивость слов профессора Сиркечи о качестве и общей атмосфере мероприятия.
Эти четыре дня выдались очень насыщенными на разнообразные события. Вместили они и пленарное заседание, одновременно торжественное и уютное, и работу множества секций, и несколько круглых столов на нескольких языках, и просмотр и обсуждение кинофильма, посвященного сложностям адаптации беженцев, и художественную выставку «Эстетика миграции». Участники конференции были распределены на разные секции в соответствии с тематикой их выступлений.
Всего было более двадцати секций на разных языках, посвященных правовым, экономическим и политическим вопросам, методологии исследований миграции, вопросам принятия мигрантов, возрастным и гендерным особенностям современной миграции, процессам аккультурации, интеграции, изменению идентичности, миграционной ситуации в Европе и отдельных регионах, особенностям адаптации беженцев, вызовам благосостоянию и благополучию общества в условиях миграции, трудовым вопросам, взаимосвязи миграции и искусства и т.д. Во время круглых столов обсуждались такие темы, как управление миграцией, правовые аспекты миграции, глобальные тренды миграции, современные технологии и миграция. Последняя тема оказалась особенно интересной, этот круглый стол объединил специалистов из довольно далеких друг от друга отраслей. Конференция была организована качественно, все вопросы решались оперативно и эффективно. Особенно хочется отметить работу модераторов секций — они профессионально инициировали дискуссию, подводили итоги и поддерживали приятную рабочую атмосферу.
Анастасия, Лучия, Мария и Екатерина активно участвовали в мероприятиях конференции. Каждая из нас не только включалась в обсуждение чужих работ на различных секциях и, но и представила свои исследования.
Анастасия Батхина выступила с докладом «На пути к интеграции моделей дискриминации иммигрантов: от окончательных (функциональных) до непосредственных (социально-функциональных) объяснений», подготовленным совместно с Дмитрием Григорьевым. В докладе была представлена интеграционная модель дискриминации иммигрантов с использованием устоявшихся подходов к предубеждениям и дискриминации по отношению к иммигрантам (социо-функциональные объяснения) и эволюционно-коалиционной теории (функциональные объяснения). Также были представлены результаты эмпирического исследования, проверяющего данную модель.
Лучия Бомбиери выступила с докладом «Установки школьников по отношению к мигрантам в Италии и России: роли идентификации с собственной группой и межгрупповой дистанции» по теме ее кандидатской диссертации. Интересно, что другие выступающие на ее секции также рассматривали в своих работах конструкты идентификации и межгрупповой дистанции с разных точек зрения (политической, исторической, социологической), благодаря чему работа секции была гармоничной и сбалансированной. Около 25 человек участвовало в дискуссии по поводу представленных исследований. Доклад Лучии был хорошо принят участниками, а модератор секции лично поздравил ее с успешной презентацией интересной работы.
Мария Бульцева выступила с докладом на тему «Роль межкультурной компетентности во взаимоотношениях опыта межкультурных взаимодействий в университете и креативности». В презентации были освещены теоретические предпосылки для позитивного влияния межкультурных интеракций на креативность и результаты двух эмпирических исследований. Первое квазиэкспериментальное исследование выявило разную роль культурной гетерогенности учебных групп и культурного обучения в креативности русских студентов. Второе корреляционное исследование показало, что компоненты межкультурной компетентности могут как усиливать, так и ослаблять взаимоотношения между опытом межкультурных взаимодействий и креативностью. Доклад был хорошо принят, модератор секции высоко оценила его. Обратная связь, полученная по итогам обсуждения, позволила выявить слабые места презентации и прояснить особенности применяемых инструментов.
Екатерина Коджа выступила с докладом «Роль множественных идентичностей и стратегий аккультурации в психологическом благополучии крымских татар». В ходе доклада были представлены результаты эмпирического исследования в Крыму, которые свидетельствуют о необходимости учитывать особенности исторического, политического и социального контекста в исследованиях этнических меньшинств. Результаты исследования показали, что с психологическим благополучием (с удовлетворенностью жизнью и самоуважением) у крымских татар связана комбинация этнической, религиозной идентичностей и идентичности с местом. Кроме того, исследование выявило высокую мотивацию к этнокультурной преемственности у крымских татар, которая положительно связана как с удовлетворенностью жизнью, так и с самооценкой. Доклад был заслушан с большим интересом, контекст Крыма вызвал много вопросов и комментариев. Екатерина получила ценную обратную связь и советы по сбору данных на сложной выборке.
Посещение этой конференции дало нам ценную возможность представить результаты своих исследований перед широким сообществом профессионалов — исследователей и практиков, специализирующихся на разных вопросах, касающихся миграции. Полученная обратная связь будет использоваться в дальнейшей научно-исследовательской работе. А разнообразие представленных тематик, хорошая организация и дружеская атмосфера на секциях оставили самые приятные впечатления об этой интересной и запоминающейся конференции.
Мария Бульцева,
аспирантка Аспирантской школы по психологии
Департамент психологии: Преподаватель
Батхина Анастасия Александровна
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Стажер-исследователь
Бомбиери Лучия
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Стажер-исследователь
Коджа Екатерина Андреевна
Международная научно-учебная лаборатория социокультурных исследований: Стажер-исследователь