В дискуссии по онлайн-обучению приняли участие все кампусы НИУ ВШЭ
В рамках дискуссионной площадки проекта «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» прошло обсуждение трудностей и радостей перехода на дистанционное обучение. В нем приняли участие более сотни преподавателей всех кампусов университета.
На сессии «Преподавание онлайн: как сделать процесс максимально продуктивным и комфортным?» спикеры поделились с коллегами личным опытом работы в дистанционном формате, сравнили платформы для онлайн-занятий и рассказали о различных способах аттестации студентов.
«Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» — проект, призванный развивать преподавательское мастерство сотрудников НИУ ВШЭ. В 2017 году в его рамках была проведена первая программа повышения квалификации. Тогда, по словам участников проекта, стало очевидно, что необходимо создать дискуссионный клуб о преподавании и обучении. Всего на его базе прошло уже более 20 встреч на актуальные для преподавателей темы.
По словам директора по образовательным инновациям и модератора дискуссии Оксаны Черненко, выбор темы был обоснован желанием помочь преподавателям перейти на дистант не только с минимальными потерями, но и добавить что-то новое в свой преподавательский подход: «Нам всем пришлось экстренно осваивать разнообразные инструменты онлайн-обучения. Сейчас, спустя уже некоторое время, мы решили собрать коллег, чтобы проанализировать этот опыт и поделиться самыми продуктивными и комфортными методиками работы».
Научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа и преподаватель факультета компьютерных наук Ольга Максименкова рассказала об использовании платформы MS Teams, о ее достоинствах и методиках работы с сервисом. По словам ее словам, ее впечатлил объем обратной связи: коллеги писали, задавали вопросы и делились опытом во время и после дискуссии.
Марина Цветкова, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, участница дискуссии
Тема онлайн-обучения сейчас для всех нас особенно актуальна, а навыков работать с различными платформами не так много (лично у меня практически не было до настоящего момента). Раз уж необходимо пользоваться онлайн-форматом, нужно учиться эффективно использовать все его возможности. Сама я предпочитаю учиться не по книгам, а из первых рук. Самое ценное для меня — возможность услышать экспертное мнение и перенять чужой опыт. Именно этим и отличаются вышкинские методические семинары.
Директор по развитию преподавательского мастерства Андрей Дементьев в своей презентации сравнил два самых популярных сервиса для работы: Zoom и Webinar. Он отметил, какие возможности для групповой работы предоставляют эти платформы, и пояснил, как они могут встраиваться в уже существующие онлайн-системы университетов.
Методист департамента образовательных программ Института образования Дмитрий Михайловский посвятил свое выступление интегрированию онлайн-курса в текущий учебный процесс и преимуществам такого решения. Также он рассказал о различных способах аттестации студентов, проходящих онлайн-курсы и уделил внимание особенностям Национальной платформы открытого образования и Coursera.
Альбина Рассказова — доцент департамента финансов НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, участница дискуссии
Сегодня использование онлайн-платформ для продолжения образовательного процесса не просто необходимость, но и возможность в дальнейшем при более благоприятных условиях смело продолжить или существенно дополнить учебный процесс с их использованием. Эта тема мне близка: наш курс с соавтором уже два года живет на Национальной платформе открытого образования и сейчас становится понятным, что и как развивать дальше.
Мне особенно понравился формат проведения мероприятия с акцентом на опыте использования Microsoft Teams, платформ Webinar и Zoom, а также встраивания онлайн-курсов в образовательный процесс и НИСов. Думаю, что каждый из нас почерпнул для себя то, что позволит ему выбрать уже сейчас платформу и кастомизировать в дальнейшем на ней содержание и алгоритм своих курсов, исходя из задач, материала и стиля подачи, а также особенностей аудитории.
Участники дискуссии задали спикерам множество вопросов. Спрашивали об общих подходах к онлайн-обучению, интересовались техническими аспектами (использованием чатов, проблемами с синхронизацией и работой микрофона), разбирались, какой инструмент является самым эффективным при онлайн-обучении.
Руководитель проектной группы Управления образовательных инноваций и специальных международных программ Вероника Салтыкова уверена — необходимо активно внедрять онлайн-инструменты в программы обучения не только в условиях «вынужденного» дистанционного формата, но и в традиционную практику преподавания: «Современные подходы к обучению уже немыслимы без применения многочисленных “онлайн-помощников”, которые стали неотъемлемой частью мировых образовательных стандартов».
30 апреля на дискуссионной площадке «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» состоится еще одно обсуждение, посвященное дистанту. На этот раз в центре обсуждения - оценивание результатов и достижений студентов при удаленном обучении. Подробности о мероприятии можно найти здесь.
Михайловский Дмитрий Васильевич
Рассказова Альбина Николаевна