Любопытство может быть неплохой мотивацией и для ученых, и для человечества
Алексей Буфетов в 2015 году окончил математическую аспирантуру ВШЭ, а сейчас работает в Массачусетском технологическом институте. О своих исследованиях и о том, из чего складывается карьера математика, он рассказал в интервью порталу Вышки.
О том, как хобби довело до аспирантуры
Мои родители — физики, брат — математик, так что мое обучение в физико-математической школе, а затем на мехмате МГУ всегда поддерживалось. Как-то так вышло, что заниматься математикой мне всегда и нравилось, и в определенной степени получалось. Очень приятно, когда любимое занятие, можно даже сказать, хобби или развлечение, совпадает с работой.
На мой выбор аспирантуры Вышки оказали влияние два факта. Во-первых, на факультете работает множество замечательных математиков — было очень приятно приобщиться к такой команде. Разумеется, особенно важной для меня была возможность работы с моим научным руководителем Григорием Иосифовичем Ольшанским.
Во-вторых, для аспирантов «программы полного дня» в Вышке созданы очень хорошие условия. Это стипендия и работа в лабораториях (на эти деньги вполне можно жить) и возможность ездить на научные мероприятия. Благодаря этой аспирантуре я мог заниматься только наукой, не отвлекаясь на подработки, и получал поддержку Вышки для участия в летних школах и конференциях, а также для стажировки. Для меня это было весьма важно.
О факультете математики Вышки
Матфак очень молод, но удивительным образом он уже является ведущим математическим факультетом страны. Насколько мне известно, большинство сильнейших абитуриентов (например, призеров всероссийской олимпиады по математике) уже идет на матфак. Тут хочется только пожелать не останавливаться на достигнутом и продолжать развиваться.
Среди некоторых математиков даже существует определенный снобизм по отношению к «вероятностникам» — дескать, близковато вы к приложениям, ребята, не «чистой» наукой занимаетесь
Как мне кажется, самое приятное, что есть на матфаке, — это творческая атмосфера. Сотрудникам факультета, аспирантам, студентам нравится заниматься математикой. В такой обстановке дело идет куда приятней и проще, а мотивация куда выше.
О теории вероятностей и «чистой» науке
Я занимаюсь задачами на стыке разных областей. Есть немного алгебры, есть немного комбинаторики, есть немного математической физики, но основная моя специализация — это теория вероятностей. За первые два года обучения в университете я прослушал довольно много курсов по разным областям математики, и мне показалось, что было бы интересно заниматься чем-то, связанным с вероятностью. Хотя полностью разделить математику на области невозможно — она едина. Наверное, любой ученый радуется, когда видит, что объекты, идеи, методы одной области возникают в другой, казалось бы, совсем не связанной области. В математике такое бывает нередко, и это очень приятно.
В отличие от большинства математических областей, в теории вероятностей важную роль играет интуиция. Легко задать интуитивно понятные вопросы, на которые не очень-то легко ответить. Скажем, понятно, что такое случайное целое число от 1 до 6 — нужно всего-то игральный кубик подкинуть. А вот что такое случайное вещественное число от 0 до 1? Что такое случайное целое число? Еще в начале ХХ века математики не знали, как построить строгую теорию вероятностей, объясняющую все наши интуитивные представления.
Очевидно, что теория вероятностей имеет множество приложений: это и экономика, и статистические задачи, которые встречаются в общем-то везде — от того, под какую руку вратаря надо бить пенальти, и до того, какое лекарство выбирать для лечения болезни. Забавно, но по этому поводу среди некоторых математиков даже существует определенный снобизм по отношению к «вероятностникам» — дескать, близковато вы к приложениям, ребята, не «чистой» наукой занимаетесь. Но «чистая» теория вероятностей, на самом деле, в последнее время тоже испытывает подъем. Скажем, три из четырех последних медалей Филдса в определенной степени связаны с теорией вероятностей.
О том, к чему «приложить» математику
Конечно, подавляющее большинство математических работ не имеет непосредственных практических применений. Тут есть разные способы «оправдать» такое положение дел. Первый способ — экономический. Если бы дифференцирование, векторные пространства и закон больших чисел были запатентованы и приносили бы математикам проценты с оборота, вероятно, математикам бы жилось неплохо. Но отношения общества и науки все же иные.
Другой способ — считать, что одно только участие математиков в преподавании базовых предметов уже вносит достаточный вклад в общественное благо. Это американский подход: «дорогие математики, преподавайте математический анализ инженерам и банкирам, а в оставшееся время занимайтесь своей наукой». Система работает, всех все устраивает.
Мне же ближе слегка высокопарная точка зрения, что для человечества важно не только производство товаров и развлечений, но и постижение мира. И именно в постижении мира и заключается основная цель любой настоящей науки, в частности, математики. Скажем, я не буду сильно расстроен, если никакая из моих работ никогда не найдет приложений из «реального мира». Но не исключено, что человек, впервые высекший искру из камня, руководствовался любопытством, а не желанием поджарить мясо — и это может быть неплохой мотивацией и для ученых, и для человечества.
О работе в MIT
Сейчас я работаю постдоком в MIT. Было сложно решиться уехать работать в другую страну, мне нравится жить в Москве, и я не вижу каких-то особых преимуществ Запада в образе жизни. Но с точки зрения работы очень полезно поработать в разных местах, это расширяет кругозор, а для современной интернациональной науки это важно.
В весеннем семестре в MIT я читал лекции по случайным процессам и, конечно, не мог мысленно не сравнивать систему обучения в московских математических факультетах и там. Случайные процессы везде одни и те же, но разница все равно большая. Скажем, в организации: в американских университетах практически нет обязательных курсов, все курсы «по выбору» (что мне кажется неудачной традицией). Необычным выглядит большое количество математических курсов, читаемых без доказательств теорем — только с их формулировками! В России я не сталкивался с курсами такого типа.
Не исключено, что человек, впервые высекший искру из камня, руководствовался любопытством, а не желанием поджарить мясо — и это может быть неплохой мотивацией и для ученых, и для человечества
Существенная разница есть и в общении между студентами и преподавателями. Например, в Америке не очень-то принято адресовать вопросы конкретному студенту — обычно обращаются «в зал», и отвечают только желающие. Впечатляет целеустремленность большинства студентов — отношение к домашним заданиям и лекциям весьма серьезное, и изучение материала происходит в большей степени в течение семестра, а не в ночь перед экзаменом, как это частенько бывает в России.
Нельзя не учитывать, что российские и американские университеты существуют в совершенно различных реалиях. Почти все студенты в Америке платят гигантские деньги за обучение, это, безусловно, влияет на учебный процесс, причем как положительно, так и отрицательно.В России же высшее образование бесплатное. Я начал сейчас в большей степени это ценить — наверное, стал понимать, что есть определенный моральный долг, и хорошо бы его так или иначе возвращать.
О карьере математика
Стандартная карьера математика выглядит так: после получения степени он (или она, как следует добавлять в Америке) три года работает «постдоком» — это временная позиция, что-то типа доцента. Затем — в другом университете пять лет работает в должности “assistant professor”, и, наконец, получает постоянную профессорскую позицию. Под такой распорядок, к сожалению, приходится отчасти подстраиваться. Например, в математике есть ряд задач, в которых «не видно дна» — даже если ими годами заниматься, никакого прогресса можно не достичь. При этом любое продвижение в такой задаче очень интересно. Такие задачи приходится откладывать на потом — заниматься ими, находясь на временной позиции, увы, рискованно.
В целом, в работе математиком много плюсов. Это очень свободная профессия, профессиональное сообщество состоит, как правило, из весьма приятных людей. Зарабатывать на жизнь тоже можно, хотя, конечно, в программировании и экономике денег побольше. Но главное, конечно, это возможность получать от работы удовольствие и радость.
Ольшанский Григорий Иосифович
Профессор базовой кафедры Института проблем передачи информации им.А.А.Харкевича (ИППИ) РАН
Вам также может быть интересно:
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.