«Я поняла поведенческие мотивы людей в разных обстоятельствах»
В портфеле онлайн-программ Вышки — цифровые бакалавриат и магистратура не только с фокусом на финансы, экономику, бизнес-анализ, менеджмент, IT, но и по гуманитарным дисциплинам. Так, в сентябре факультет социальных наук ВШЭ представил магистерскую онлайн-программу «Прикладная социальная психология», образовательный контент которой характерен для программ по социальной психологии европейских университетов.
Программа готовит психологов международного уровня, способных справиться с различными задачами в сферах экономического поведения и психологии труда, социальной, организационной и кросс-культурной психологии. На «Прикладной социальной психологии» 20 бюджетных мест, 5 платных мест и 5 платных мест для иностранцев.
Обладательница бакалаврского диплома МГУ в области востоковедения, студентка 2-го курса программы Альбина Галлямова рассказала, как магистратура Вышки смогла объединить широкий диапазон знаний в области социологии, психологии и политологии, не забывая при этом о персоналиях.
— Альбина, почему вы решили получить степень магистра прикладной социальной психологии?
— Я хотела заниматься наукой. Мне всегда были интересны политология и психология. Но в политологической науке мне не хватало человека, поскольку она изучает институции, а от психологии личности хотелось большего масштаба.
Меня вдохновила передача, где упоминались труды создателя социологической теории постматериализма Рональда Инглхарта. Его принципы изучения ценностей показались мне крайне оригинальными. Именно Инглхарт открыл для меня мир социальной психологии. Поскольку политическая психология была одним из ее аспектов, я поняла, что социальная психология как наука идеальна для меня.
Я долго думала, какая программа соответствует моим пожеланиям, изучала рынок магистратур. Когда узнала о новой программе Вышки, посмотрела ее превью, обрадовалась и сразу решила поступать. Преподавательский состав программы, в который входят не только ведущие российские специалисты в области социальной и кросс-культурной психологии, но и много молодых исследователей с горящими глазами в самом начале академического пути, стал отличным мотиватором. Значит, и я могу в будущем оказаться среди них.
— Как в процессе обучения менялся ваш взгляд на науку?
— Я интересовалась кросс-культурной психологией, и этот трек на программе полностью оправдал ожидания. Поскольку я окончила бакалавриат по востоковедению, мне удалось расширить научную базу в психологическом аспекте. Во время учебы я участвовала в проектах мониторинга политической нестабильности, изучала влияние образования на революционные настроения. Мой кейс был связан с протестными акциями в Кашмире — спорной области на северо-западе Индостана. Это не совсем прикладная история. Но, на мой взгляд, мы должны внимательнее относиться к политологии, которая фиксирует социальные процессы. Это помогает нам лучше понять, к чему нас ведет то или иное правительство и чем обусловлена политическая ситуация. Тема моей магистерской диссертации — «Персональная политическая увлеченность: роль оправдания системы, множественного невежества и воспринимаемых культур сообществ».
Во время учебы я также открыла для себя новые направления психологии. Научный руководитель Дмитрий Сергеевич Григорьев увлек меня эволюционной психологией. Я бы выделила научно-популярные лекции по этому предмету американского биолога, невролога и нейрохирурга Роберта Сапольски, которые он читал в Стэнфорде. Мир стал гораздо понятнее для меня. Я поняла поведенческие мотивы людей в разных обстоятельствах, на чем основаны наши ценности, наш выбор. Я с удивлением обнаружила, что практически любые проявления во многом обусловлены факторами среды и экологии. Конечно, научная литература дает гораздо больший фундамент, однако если вы не специалист, то можно ограничиться научно-популярными работами.
— Как приобретенные на программе скилы помогают вам в работе?
— При поступлении я хотела приобрести практические навыки, например, работы с количественными методами. Ими можно просчитать абсолютно все. Главное — понять, как пишется код, как его интерпретировать.
Уже сегодня мне помогают эти знания в бизнесе — у меня небольшой магазин на платформе Ozon. Я анализирую продажи и поведение потребителей, выстраиваю стратегии
В обозримом будущем я хотела бы стать кандидатом наук в области прикладной социальной психологии и, набравшись опыта, открыть либо свою лабораторию, либо консалтинговую компанию.
— Какие преимущества онлайн-формата обучения вы можете выделить?
— Когда я поступала, онлайн не был ключевым фактором. Но сейчас я понимаю, насколько удобно не тратить время на пробки, сохранять силы и психологическое здоровье. У меня теперь больше времени на реализацию личных целей. Посещать лекции удаленно удобно. Минус онлайна — с однокурсниками не пообедать в кафе и не пообщаться на отвлеченные темы. Впрочем, я нашла на программе друзей, пусть мы и общаемся в цифре.
Интервью с академическим руководителем программы Александром Татарко можно прочитать здесь.
Интервью подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ