Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ 5 ноября провел экспертный семинар «Трансфер социально-экономических знаний в меняющемся мире: тренды, вызовы и лучшие практики». Среди участников семинара были эксперты из Алжира, Египта, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, Туниса, Эфиопии, а также исследователи Высшей школы экономики.
Анна Барсукова
«Трансфер знаний — это тренд мирвого развития, который в наши дни развивается в рамках “новой междисциплинарности”», — подчеркнула заместитель проректора НИУ ВШЭ, аналитик Центра трансфера и управления социально-экономической информацией Анна Барсукова, открывая семинар. «Мы рассматриваем трансфер знаний как огромную возможность для развития технологий, социальных наук и партнерства между бизнесом, университетом и правительством», — отметила она.
Вера Вишнякова
Директор Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Вера Вишнякова назвала семинар возможностью в международном экспертном кругу обсудить тренды и вызовы трансфера социально-экономических знаний для университетов, а также лучшие практики, в которых общественные науки объединились со STEM и создали возможности для формирования новых знаний.
В своем докладе о специфике трансфера технологий в России Вера Вишнякова отметила особую связь между российским государством и университетами. «Государство утверждает стратегические документы и, финансируя программы поддержки по трансферу технологий, помогает университетам и отрасли фокусировать тематику исследований таким образом, чтобы они были востребованы в государственном управлении и в реальном секторе экономики, а также в социальной сфере», — рассказала она. В этой связи к участникам программы академического лидерства «Приоритет-2030» предъявляется требование получать в результате исследований прикладные результаты. Вместе с тем была запущена государственная программа поддержки университетов в развитии центров трансфера технологий.
Вера Вишнякова добавила, что одним из лидеров этих программ является ВШЭ: «За последние два года в Вышке, по предварительным подсчетам, по социально-экономическому направлению было реализовано свыше 600 заказных продуктов, пришло свыше 300 заказчиков». Центр трансфера и управления социально-экономической информацией разработал цифровые экосистемы, оказывающие поддержку ученым в проведении исследований и упрощающие доступ к научным материалам, внешним научно-информационным ресурсам, базам данных и мерам господдержки. Тем не менее в этой сфере по-прежнему есть проблемы и вызовы, которые зависят от многих факторов.
Вера Вишнякова призвала участников к сотрудничеству, подчеркнув, что «трансфер технологий для университетов является драйвером научно-технологического развития, что создает благоприятную почву для поиска новых инструментов международного взаимодействия».
Доклады участников семинара:
исполнительный вице-президент Чжэцзянского центра обмена интеллектуальной собственностью Юй Цао рассказал о политике китайского правительства в области регистрации и коммерческого оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, мерах поддержки компаний, имеющих на балансе патенты, о работе бирж данных и реализации модели поддержки университетов госструктурами в процессе трансфера технологий;
профессор Совета по технологической информации, прогнозированию и оценке Шривастава Прадип (Индия) поделился мнением о положительном влиянии трансфера на ВВП, рассказал на примере своей страны о коллаборациях в R&D-проектах и продвижении технологий, а также о спин-офф-стартапах — дочерних компаниях университетов и корпораций;
научный сотрудник Центра исследований и лидерства в области устойчивого развития Института энергетики и ресурсов Палак Ханна (Индия) представила прикладной кейс в сфере сельского хозяйства в кластерах Джаркханда, а также подчеркнула особую роль женщин в этом проекте;
советник заместителя председателя Сената Пакистана Мухаммад Насим Хан Ачакзаи поделился примерами трансфера знаний, обозначил основные вызовы, с которыми сталкивается его страна, развивая это направление, а также призвал к активному международному сотрудничеству в сфере трансфера;
Хенд Аллам, преподаватель Университета Танта (Египет), рассказала о реализации идеи о соединении при участии правительства больницы с компаниями по производству лекарств и медицинского оборудования через аналитическую информационную систему.
Анастасия Углева
В завершающем докладе семинара заместитель директора Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Анастасия Углева рассказала о лучших практиках трансфера в социально-экономических и гуманитарных исследованиях Высшей школы экономики. Среди них — система оценки знаний русского языка для детей RuCLAB, многоуровневый языковой тест SCT «Лингвотест», платформа для анализа текстового контента Sociolit, цифровые продукты для формирования сценариев развития российской экономики и база данных антироссийских санкций SanctionsRuBase+.
Сергей Козарезов
В последовавшей после докладов дискуссии советник Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Сергей Козарезов рассказал о новейших трендах использования Retrieval Augmented Generation. Эта ИИ-технология применяется при обработке корпуса документов и данных, исследуемых в процессе разработки социально-экономических продуктов.
Участники также обсудили особенности формирования и коммерческого оборота датасетов и дефицита данных, необходимых для обучения фундаментальных моделей — потенциального рынка для создания и коммерциализации синтетических данных, в том числе для экспорта.
В завершение семинара участники предложили новые инструменты для дальнейшего взаимодействия в рамках актуальной для университетов темы развития трансфера.
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.
Шесть шагов успеха: как проложить путь от исследования к продукту
Образование в области коммерциализации и трансфера технологий позволит университетам и бизнесу говорить на одном языке. Для этого они должны совместно создать эффективную вузовскую программу, в структуре которой будут и теоретические блоки, и их отработка на практических примерах.