Худшее, наверное, позади: эксперты Вышки об экономических и социальных последствиях Covid-19
Российская экономика постепенно отходит от весеннего шока, но говорить о нормализации ситуации пока не приходится. Зато школьники не только готовы жить в ситуации неопределенности, но и настроены позитивнее, чем родители и учителя. Об этом говорится в материалах шестого выпуска аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ о последствиях Covid-19 в России и в мире.
По оценке экспертов Высшей школы экономики, российская экономика прошла худший период коронавирусного кризиса. В мае этого года сводный опережающий индекс (СОИ) вырос до -11,3%, что заметно больше многолетнего минимума, достигнутого в предыдущем месяце (-15,7%). «С одной стороны, это указывает на продолжение рецессии, с другой – позволяет предположить, что наиболее острая фаза кризиса, вызванная обвальным падением нефтяных цен и масштабным локдауном в нашей стране и странах, основных торговых партнерах России, уже пройдена», – говорится в материалах бюллетеня.
Отмечается, что в мае 2020 года с устраненной сезонностью стоимость всего импорта, по нашим оценкам, могла возрасти на 3–8% по сравнению с апрелем. Майский рост импорта может быть поддержан постепенным восстановлением деловой активности в производстве и торговле в июне после начавшейся поэтапной отмены ограничительных мер. При этом, по прогнозам, во втором квартале импорт все равно сократится, и апрель-июнь, похоже, обозначат «дно» падения внутреннего спроса и в российской экономике.
Экономический стресс-индекс DESI (Daily Economic Stress-Index) также свидетельствует о том, что шок, возникший в первой декаде марта в связи с началом пандемии COVID-19 и выходом России из сделки ОПЕК+, явно исчерпал себя. «Можно констатировать, что этот эпизод повышенной турбулентности завершился (он длился с 6 марта по 11 мая 2020 года)», – полагают эксперты.
Многие показатели, включая индекс РТС и эффективный валютный курс, фактически вернулись к своим дошоковым значениям. Эксперты особо отмечают стабилизацию ситуации на рынке нефти. При этом в российском банковском секторе по-прежнему сосредоточена значительная ликвидность; о ее дефиците, характерном для периодов экономического спада, речи нет. Однако в реальном секторе восстановление экономической активности идет далеко не так быстро, как в финансовом. Эксперты не ждут быстрого выхода экономики из кризиса.
В российских регионах ситуация далека от нормальной. Хотя за январь-апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд рублей, устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем прошлого года. По оценке экспертов Вышки, регионам необходима будет поддержка из федерального центра в сумме не менее 1 трлн рублей.
Одной из самых пострадавших от кризиса отраслей стал туризм. «По данным международной организации туризма, в 2020 году по сравнению с 2019 годом прогнозируется снижение числа международных поездок в 2-5 раз в зависимости от сценария завершения пандемии и времени открытия границ», – говорится в «Обзоре влияния пандемии коронавируса на туристическую отрасль».
Независимо от того, будут ли сняты ограничения на международные перелеты в ближайшее время, или не ранее начала 2021 года, отрасль международного туризма понесет серьезные потери, а для отдельных стран также возникают риски внешнеэкономической нестабильности из-за снижения экспортной выручки от туристической отрасли, говорится в обзоре.
В тоже время, ряд стран (Италия, Испания), в случае успешной борьбы с эпидемией и снятия внутренних запретов на передвижения есть шанс частично смягчить потери национальных туристических отраслей за счет переориентации исходящих туристических потоков на внутренний рынок. «Для отдельных стран с богатым рекреационным потенциалом, таких как Россия, у национальной туристической отрасли открываются новые возможности по расширению», – считают эксперты.
О том, как кризис казался на сфере образования, говорится в исследовании «Школьный Барометр. COVID-19: ситуация с учением и обучением в российских школах». Результаты исследования убедительно показывают, что российские школьники не только готовы жить в ситуации неопределенности, но и настроены позитивнее всех других групп респондентов (родителей, педагогов и представителей администрации школы).
Школьники довольны возможностью проводить больше времени со своей семьей (об этом заявили 45,9% опрошенных), готовы заботиться о братьях и сестрах (57,1%). Дома у них достаточно техники для дистанционных занятий (74,5%), каждый второй школьник отметил, что взаимодействие с учителями организовано хорошо, они готовы осваивать новое, и, что главное – более двух третей из их числа (69,9%) считает, что в целом, их семья хорошо справляется со сложившейся ситуацией, говорится в исследовании. Кроме того, отмечается, что пандемия короновируса и режим изоляции, сняли со школы функцию «камеры хранения», учителя вернулись к истокам своей профессии, и появились условия для «ренессанса» профессии школьного учителя.
Все выпуски бюллетеня можно посмотреть тут.