Безработица среди выпускников техникумов и вузов в России ниже, чем в странах ОЭСР
С проблемами трудоустройства чаще сталкиваются выпускники средних профессиональных учебных заведений, чем высших. Серьезнее всего дело с занятостью молодежи обстоит в экономически слабых регионах. Такие выводы содержатся в очередном выпуске «Мониторинга экономики образования».
Исследование «Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы, причины, длительность, способы поиска работы» опубликовано в 21 номере «Мониторинга экономики образования». Анализ охватывает период с 2017 по 2019 год.
Исследование показало, что уровень безработицы среди выпускников составляет в среднем 14,4% – это вдвое выше общероссийского значения, но немного ниже среднего по странам ОЭСР и существенно меньше, чем, в отдельных странах, например, в Испании, Португалии, Греции, Италии и Турции. При этом в России у специалистов, получивших дипломы вузов, особенно программ специалитета и магистратуры, риск безработицы ниже, чем у выпускников программ среднего профессионального образования (СПО), которое готовит работников среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих.
«В целом мы видим относительно низкий уровень безработицы среди выпускников. Это связано с демографическими тенденциями – поколения 1994-98 годов рождения очень малочисленны, соответственно, сталкиваются с меньшей конкуренцией за рабочие места, – отмечает автор исследования Виктор Рудаков, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ, научный сотрудник Института институциональных исследований, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. – Кроме того, многие из них обладают знаниями, необходимыми для современной экономики. Прежде всего, это компьютерная грамотность, более продвинутые IT-skills, иностранные языки».
Он подчеркивает, что российский рынок более гибкий, несмотря на формально достаточно жесткое законодательство, оно достаточно слабо исполняется из-за слабых механизмов энфорсмента, он подстраивается за счет низкий зарплат, плюс пособие по безработице в России очень низкое, что создает стимулы работать, поясняет он. А в ряде европейских стран, тех же Франции, Испании, Португалии, рынки труда очень зарегулированы, уволить или снизить зарплату сложно, поэтому работодатели просто предпочитают не нанимать молодежь. Кроме того, во многих странах Европы достаточно щедрое пособие по безработице.
Для 70% российских выпускников безработица носит временный̆ характер и в большинстве случаев длится не более шести месяцев. Дольше года не могут найти работу лишь 9% выпускников, около трети – 31.1% – ищут работу от одного до трех месяцев, 24.2% – менее месяца.
Чаще всего работу ищут через знакомых и по интернету, услугами службы занятости воспользовались только 12% выпускников. Больше всего безработных среди выпускников зафиксировано в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, что связано с выраженной дифференциацией по уровню экономического развития по федеральным округам. Так, в Центральном федеральном округе уровень безработицы среди выпускников составляет 12% против 27,5% в Северо-Кавказском и 21,4% в Южном федеральных округах, ситуацию в которых автор исследования называет тревожной.
По укрупненным группам специальностей̆ и направлений подготовки в вузах картина складывается такая: самый̆ высокий̆ уровень безработицы среди выпускников сельскохозяйственных специальностей̆ (15,3%), а также искусства и культуры, математических и естественных наук, самый̆ низкий̆ – в сфере обороны и безопасности, здравоохранения и медицинских наук, а также образования и педагогики.
Виктор Рудаков обращает внимание на то, что в отношении специальностей, связанных с образованием, здравоохранением и педагогикой, работают некоторые элементы государственного распределения выпускников, большинство из них заняты в общественном секторе экономики, что облегчает трудоустройство. В тоже время, не стоит забывать, что у молодых дипломированных специалистов в системе здравоохранения и педагогов, как правило, относительно невысокая заработная плата.
Основная причина незанятости выпускников – увольнение с предыдущего места работы по собственному желанию, на нее приходится 41,6%. А, например, по сокращению рабочего места лишались 6,2%.
Исследование показало, что не все безработные выпускники активно стремятся найти рабочее место. Наиболее часто упоминаемой причиной̆ экономической̆ неактивности и отказа от поиска работы среди незанятых выпускников оказалось выполнение домашних обязанностей̆, уход за родственниками. И лишь 8% из них назвали невозможность найти работу, а еще почти 2% отчаялись найти ее.
Полностью с результатами этого исследования и другими выпусками МЭО можно ознакомиться здесь.
Виктор Рудаков, доцент факультета экономических наук, научный сотрудник Института институциональных исследований, старший научный сотрудник Лаборатории исследования рынка труда ВШЭ
Российский рынок труда имеет свою особенность: в период кризиса не происходит существенного роста безработицы, рынок подстраивается за счет снижения заработных плат, как это доказано в работе Владимира Гимпельсона, директора Центра трудовых исследований Вышки, и Ростислава Капелюшникова, заместителя директора этого Центра. Так было и в 90-х, и в 2008, и в 2014 годах. Это происходит из-за высокой доли переменной части заработной платы и неформальных требований со стороны власти избежать увольнений, в результате работникам недоплачивают различными законными и не очень способами – сокращают переменную часть, заставляют перейти на неполную рабочую неделю. Именно этого следует ожидать и сейчас. Произойдет незначительный рост безработицы, но гораздо сильнее просядут реальные доходы населения. С одной стороны, значительная доля молодежи занята в сфере услуг, которая больше всех пострадала от эпидемии. Но, с другой стороны, я полагаю, этой группе будет легче адаптироваться к гибким форматам занятости, в том числе, занятости онлайн.