Как живут НКО Москвы
В Институте прикладных политических исследований (ИППИ) Высшей школы экономики состоялся круглый стол, посвященный обсуждению проблем некоммерческого сектора столицы. Основой темой дискуссии стал аналитический доклад по результатам исследования «НКО Москвы: статистический портрет и оценка состояния». Его авторы — сотрудники Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ. Они провели опрос московских некоммерческих организаций, а также проанализировали данные официальной статистики и других источников.
Как НКО оценивают общий контекст и проблемы в своей работе? Какую поддержку им оказывает Правительство Москвы и в каком объеме? Каким должно быть взаимодействие некоммерческого сектора с органами власти? Эти и другие вопросы, связанные с деятельностью некоммерческих организаций, стали предметом обсуждения круглого стола. Он прошел в онлайн-формате и собрал представителей органов городской власти, НКО и исследователей.
«В Институте прикладных политических исследований мы проводим достаточно много всего интересного, занимаясь изучением различных политик, — отметила в начале мероприятия модератор дискуссии, директор ИППИ и проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. — У нас много исследований, посвященных проведению политик в области здравоохранения, культуры, и в том числе в сфере НКО. Мы делаем достаточно много для того, чтобы наши исследования носили сугубо прикладной характер и приносили пользу».
Одним из таких больших исследований и стала работа сотрудников Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ «НКО Москвы: статистический портрет и оценка состояния». Ее на круглом столе презентовала директор центра Юлия Скокова. Она отметила, что предпосылками для проведения исследования стали растущая значимость НКО, отсутствие работ, посвященных этому сектору в Москве, а также высокая концентрация некоммерческих организаций в столице (порядка 15% из всех зарегистрированных в стране). Кроме того, и фонды в регионах, и органы власти считают московский сектор НКО трендсеттером и инноватором всей некоммерческой сферы.
«Целями и задачами нашего исследования стали определение размеров некоммерческого сектора в Москве, оценка его текущего состояния, а также изучение мер поддержки со стороны органов городской власти и отношения к ним самих НКО», — рассказала Юлия Скокова.
Для достижения этих целей исследователи работали как с большими данными и данными официальной статистики, так и провели собственный опрос и глубинные интервью с НКО и опрос жителей столицы. Работа длилась с марта 2020 по январь 2021 года.
Решение задачи определения размеров реально действующего сектора НКО столицы исследователи делали, основываясь на больших данных о финансовой и отчетной активности НКО. Как показало исследование, в совокупности какой-либо из признаков финансовой или отчетной активности за 2016-2020 гг. имеет 15 тыс. или 50% московских НКО.
С точки зрения финансовых и человеческих ресурсов НКО Москвы, данные Росстата по НКО и СО НКО за 2018 год показывают, во-первых, их высокую концентрацию в столичном регионе, во-вторых, анализ данных Росстата показал заметное место НКО в экономике. Так, финансовые ресурсы НКО Москвы составили по объему совокупных доходов в 2018 году 769 млрд руб. и сопоставимы с расходами федерального бюджета на образование (722 млрд руб.).
Что касается оценки текущего состояния, то согласно результатам опроса НКО Москвы, среди наиболее позитивных аспектов текущего контекста их деятельности опрошенные отметили волонтерское участие и общественное мнение. Действительно, согласно данным опроса жителей столицы 94% знает хотя бы об одном типе НКО, 51% принимает участие, 40% делают пожертвования, а 20% являются волонтерами.
Удалось установить и ряд проблем, волнующих сами некоммерческие организации Москвы.
Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ
Первая проблема — это недостаток финансирования. В интервью отмечалось, что помимо нехватки средств вообще есть еще и проблема с краткосрочностью грантов и нестабильностью их получения. Это влияет на финансовую неустойчивость организаций. Еще проблема, связанная с финансами, — ограничение на административные расходы, которые присутствуют в большинстве грантов со стороны органов власти.
Вторая значимая проблема — недостаток и не то качество взаимодействия с органами власти и бизнесом, которое НКО ожидают. Они чувствуют, что власть до сих пор продолжает относиться к ним, как к тем, кто закрывает какие-то вопросы, проблемы, помогает «латать дыры», но не чувствуют себя равными партнерами: по их ощущениям, их экспертиза не сильно востребована со стороны органов власти. Если говорить про бизнес, то основные проблемы в представлениях НКО связаны с тем, что крупный бизнес обращает внимание на крупные НКО, а небольшие локальные организации, которые работают, например, на уровне одного района Москвы, им не интересны. Малый и средний бизнес в меньшей степени заинтересован в партнерстве с НКО.
Также у некоммерческих организаций Москвы, согласно мнениям опрошенных представителей сектора, существуют проблемы с помещениями, сложным выходом на рекламные площади города, недостатком сотрудников и потребностью в новых универсальных компетенциях (SMM, продвижение, работа в соцсетях и т.д.).
Основной вывод по оценке текущего состояния сектора НКО Москвы: НКО вышли из состояния «детства», а органы власти продолжают относиться к ним как к детям. Они хотят более активного взаимодействия с органами власти. Для них важна возможность быть включенными в процесс разработки социальной политики и экспертного взаимодействия с органами власти на равных партнерских началах
Финальный блок исследования был посвящен оценке мер поддержки. По словам Юлии Скоковой, органы московской власти — порядка 10 различных департаментов — оказывают некоммерческим организациям различную поддержку. Но большая ее часть является целевым субсидированием, которое получают организации, созданные самим городом, а не возникшие «снизу». Также, несмотря на то, что размеры грантовой помощи растут, у НКО существует запрос на пересмотр существующих мер поддержки в сторону повышения открытости и прозрачности.
После завершения основного доклада своим видением ситуации поделились приглашенные эксперты. Екатерина Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, отметила, что в столице создана уникальная система поддержки для некоммерческого сектора, и многие региональные организации приезжают сюда на стажировки и обучение. Также она поделилась планами по расширению сотрудничества города и НКО.
«Сейчас мы работаем над развитием экосистемы поддержки некоммерческого сектора и волонтерства в столице, которая сомкнет все возможности. Мы стремимся к единой системе, потому что главный запрос, который мы слышим все время: как я могу помочь, где я могу помочь и как мне получить помощь. Экосистема будет отвечать на эти три вопроса», — рассказала Екатерина Драгунова. Кроме того, в планах Комитета проведение в этом году большого форума некоммерческих организаций и благотворителей, который, вероятно, станет традиционным событием для российских и московских НКО.
В свою очередь, первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова призналась, что за последние годы система социальной поддержки в городе сильно изменилась: «Если раньше это была, в основном, выдача субсидий и поддержка для благополучателей, то сейчас это совершенно другой принцип. Мы сами на основе big data понимаем, кто из людей нуждается в поддержке и какой, и оказываем ее». Также Александра Александрова подчеркнула высокую ценность проведенного исследования.
Оценка нас как властей в оказании поддержки НКО — принципиально важная обратная связь, и мы это очень ценим. Есть точки для роста, и мы можем быть более эффективными во взаимодействии между государством и НКО
Выступили на круглом столе и представители самих НКО. Директор частного учреждения дополнительного образования Центр обучения и воспитания «Солнечный круг» Татьяна Павлова призналась, что иногда сами организации не готовы вкладываться в сотрудничество с органами власти.
«Финансирование нужно каждой организации, и хорошо бы его получить целевым. Но, тем не менее, город нам предоставляет возможность участвовать в конкурсах. И я из доклада поняла, что менее 20% НКО участвуют в грантовом конкурсе. Значит, мы готовы получать деньги, но не готовы немного прокачать свои компетенции, чтобы принять участие в конкурсе», — сделала вывод Татьяна Павлова.
Сама директор центра сталкивалась с другой проблемой, также озвученной в докладе, — поиск квалифицированных кадров и их текучесть на рабочем месте.Исполнительный директор БФ поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор» Татьяна Задирако не совсем согласилась с коллегой.
«Несомненно, огромное количество инициатив проводится в последнее время различными департаментами и представителями органов государственной власти. Мы высоко ценим возможность получить бесплатное помещение, грантовые конкурсы и т.д., — подчеркнула Татьяна Задирако. — Но невозможно выстроить партнерские отношения между НКО и органами власти, если не будет доверия и сотрудничества. На сегодняшний день мы видим только патерналистский подход и директивность в этих отношениях. Мы видим, что органы власти говорят, что они хотят партнерства, но, к сожалению, эти вещи не подтверждаются практикой. Есть еще одна вещь — люди, которые занимаются управлением социального сектора, должны повышать свои компетенции, в первую очередь, чтобы знать клиническую часть и менеджмент НКО».
Ознакомиться с полным текстом доклада можно здесь.
Скокова Юлия Аркадиевна